Минздрав РФ определил требования к информационным системам в сфере здравоохранения. Требования распространяются на ИС субъектов, а также ИС медицинских и фармацевтических организаций.
01 января 2020 г. в силу вступает Приказ Минздрава РФ от 24.12.2018 г. № 911н (далее – Приказ № 911н), которым утверждены требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций.
В настоящем материале разберем требования к информационным системам медицинских организаций, они складываются из двух частей: общие для всех информационных систем требования к защите данных и специфические требования к информационной системе медицинской организации.
Приказ № 911н содержит внушительный список требований к программно-техническому обеспечению информационных систем. Так, для защиты данных Минздрав РФ предъявляет следующие требования:
1. размещение серверов на территории Российской Федерации;
2. соответствие требованиям о запрете допуска иностранного программного обеспечения, установленного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1326;
3. наличие сертификата ФСБ РФ или ФСТЭК РФ в отношении средств антивирусной и криптографической защиты и средств защиты от несанкционированного доступа к информации;
4. постоянное резервное копирование в форме электронных документов и метаданных;
5. протоколирование и сохранение сведений о предоставлении доступа к информационной системе и совершении действий в ней;
6. бесперебойный круглосуточный режим функционирования;
7. размещение информации и информационное взаимодействие с ЕГИСЗ;
8. автоматическое генерирование электронной подписи и включение ее в текст ответов и сообщений, размещаемых в информационной системе;
9. соответствие информации о медицинских работниках данных реестра медицинских организаций и регистра медицинских работников;
10. возможность оформления медицинской документации в электронной форме.
Раздел 4 Приказа № 911н посвящен информационным системам медицинских организаций (далее – ИС МО) и специфическим к ним требованиям.
Так, ИС МО должна обеспечивать ряд функций:
1. Поддержка управленческих решений, к которой, в первую очередь, относится автоматизированное создание форм статистического учета, формирование реестра счетов за оказанную медицинскую помощь, контроль за запасами, списанием и потребностью в медицинских изделиях и лекарственных средствах;
2. Электронная регистратура (управление потоками пациентов), к которой относится управление потоками пациентов, формирование расписания приема специалистов, мониторинг доступности записи на прием к врачу (в рамках территориальной программы гарантий), учет прикрепленного населения, мониторинг доступности медицинской помощи.
3. Ведение электронной медицинской карты.
4. Организация профилактики заболеваний, в том числе иммунопрофилактики инфекционных болезней.
ИС МО также содержит информацию об оказании медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий.
В завершение – несколько слов о распространении положений Приказа Минздрава № 911н на частные медицинские организации.
Приказ принят во исполнение ч.4 ст. 91 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан». Само названное положение не содержит разграничения систем частных медицинских организаций и государственных медицинских организаций.
Таким образом, в законе нет оснований полагать, что положения Приказа Минздрава РФ № 911н не обязательны для частных медицинских организаций. При этом само содержание приказа, в особенности положения, касающиеся специфических функций ИС МО, свидетельствуют о том, что они актуальны только для организаций государственной системы здравоохранения, а также для частных медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Более того, используемые в настоящий момент в частных медицинских организациях CRM-системы для записи пациентов и администрирования деятельности организации не только не отвечают требованиям Приказа Минздрава № 911н, но и по своей сути не являются полноценной информационной системой медицинской организации, а являются иной информационной системой, взаимодействующей с информационными системами в сфере здравоохранения в соответствии с ч. 5 ст. 91 Федерального закона № 323.
Ознакомиться с текстом приказа можно здесь.