← Аналитика

Как поставщики медицинских изделий пытаются легализовать параллельный импорт.

На фоне трудностей с закупкой филлеров, биоревитализантов, БТА клиники эстетической медицины стали получать письма от поставщиков о том, что они берут ответственность за изделия на себя. Может ли такое быть?

Клиники косметологии стали получать письма от некоторых поставщиков о том, что ввозимые ими медицинские изделия (в данном случае на основе гиалуроновой кислоты) подпадают под установленный российским законодательством параллельный импорт товаров.


То есть, по их мнению, на территорию России допустимо ввозить медицинские изделия без получения согласия со стороны иностранных или российских компаний – собственников, правообладателей средств индивидуализации медицинских изделий, официальных уполномоченных правообладателем поставщиков и т.д.

Более того, направленным письмом такие поставщики уверяют, что всю ответственность за ввезенный товар поставщик берет на себя.

Мы полагаем, что в данной ситуации поставщики медицинских изделий действуют незаконно, вводят в заблуждение своих покупателей и ввозят на территорию России контрафактную продукцию по следующим причинам.

1. Код ТНВЭД 33.04 и все его подвиды, на которые идет ссылка в таких письмах, отсутствуют в перечне товаров, в отношении которых применяются правила параллельного импорта (Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532, Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506) (далее – Перечень товаров).
2. Код ТНВЭД 33.04 включает в себя такие товары как «косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара; средства для маникюра или педикюра». Код ТНВЭД 33.04.99.0000 входит в вышеуказанную группу товаров и обозначен как прочие товары (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80).
3. В установленном классификаторе Евразийского экономического союза коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, связанные с медицинскими изделиями, находятся в других разделах классификатора (в частности, коды 9022, 9402).
4. В Перечне товаров, установленных в Приказе Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532, отсутствуют медицинские изделия в принципе, в него включена, например, фармацевтическая продукция, а также запчасти и детали к медицинским изделиям, которые сами по себе не являются медицинскими изделиями. При этом в отношении отдельных групп товаров прямо указано во избежание некорректного толкования, что в соответствующие группы товаров не входят товары, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов и медицинских изделий.
5. За незаконный ввоз и дальнейшее использование на территории России контрафактных медицинских изделий ответственность будет нести не только поставщик, но и покупатель данного медицинского изделия, поэтому ссылка поставщиков на их единоличную ответственность в данной ситуации не обоснована.
В связи с этим мы призываем всех отнестись более критично и внимательно к продукции, реализуемой такими компаниями, т. к. риски приобретения контрафактной продукции высокие. Обращение недоброкачественных, контрафактных медицинских изделий может влечь гражданскую, административную, уголовную ответственность для медицинской организации, которая такие изделия применяет и эту ответственность переложить на поставщика невозможно.

П.С. Мы понимаем, что у клиник возникают существенные трудности с закупками медицинских изделий и лекарственных препаратов, однако, считаем необходимым предупредить, что распространяемые письма индульгенцией для клиник не являются и риски не снимают.
Больше правовой информации