← Аналитика

Могут ли общественные организации проводить проверки клиник?

С недавних пор участились случаи внезапных «проверок» медицинских клиник общественными организациями. При этом такие мероприятия проходят в очень сомнительном формате и часто уже под закрытие клиники, в вечернее время. Как поступить в такой ситуации – разбираем пошагово.


Как это происходит?

Обычно это выглядит следующим образом: группа людей, в том числе с мужчинами спортивного телосложения, без предупреждения врывается в медицинскую организацию и, осуществляя видеосъемку, начинает требовать внутреннюю документацию клиники (устав, финансовую отчетность, налоговые документы, локальные акты, мед.книжки, документы на ККТ), информацию о пациентах и врачах. Также «проверяющие» могут ходить по кабинетам и фотографировать медицинское оборудование, провоцировать конфликт.

По результатам такой «проверки» данные лица могут составить акт, отчет и указать на необходимость устранения неких недостатков. Впоследствии, угрожая передать «материалы проверки» в надзорные органы либо опубликовать видео, общественная организация может прибегнуть к шантажу и вымогательству денежных средств за «урегулирование вопроса».

Какие права есть у общественных объединений?

На основании ч. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей общественные организации могут осуществлять общественный контроль, т.е. проводить осмотр общедоступных помещений (ресепшн, холл клиники), получать информацию об объеме и характере оказываемых услуг (ту, что Вы и так обязаны разместить на сайте и на стенде), изучать уголок потребителя.

Иными словами, у общественных организаций ровно такие же права, как и у обычных потребителей. Следовательно, они не вправе требовать предоставления каких-либо документов или выполнения каких-либо действий, не предусмотренных Законом о защите прав потребителей.

Общественные организации не являются надзорными органами и не имеют права требовать предоставления медицинских карт пациентов, медицинских книжек, договоров организации с другими контрагентами, отчетности по применению контрольно-кассовой техники, трудовых договоров с работниками, накладных и иной документации.

Являются ли «материалы проверки» общественных организаций основанием для привлечения клиники или руководства организации к ответственности?

Нет, не являются.

Судебная практика исходит из того, что составленные акты, отчеты, протоколы о проведении проверок общественными организациями не являются безусловным доказательством в рамках судебного разбирательства, поскольку они составлены не контрольными (надзорными) органами. Для суда это всего лишь форма фиксации свидетельских показаний.

Как себя вести, если в вашу клинику общественная организация пришла «с проверкой»?

  1. Следует обязательно идентифицировать проверяющих и запросить у всех лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия в отношении конкретной общественной организации (приказ, доверенность); сделать фотокопии документов либо переписать сведения из них дословно.
  2. Если Вы видите, что таких посетителей несколько и они ведут себя вызывающе, агрессивно, применяют силу и снимают реакцию на это, не дожидайтесь развития ситуации, вызывайте полицию.
  3. Проверьте, существует ли такая общественная организация, зарегистрирована ли она в установленном законом порядке. Для этого необходимо найти организацию в реестре некоммерческих организаций Минюста РФ и в ЕГРЮЛ.
  4. Предупредите, что использование в дальнейшем изображения или видеозаписи, на кадрах которых присутствуют пациенты или работники клиники без их согласия, запрещено (п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ).
  5. Также следует запретить осуществлять видеосъемку помещений, где находятся пациенты, тем более медицинских кабинетов, палат, отделений без согласия пациентов, поскольку это является врачебной тайной (ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
  6. Не стоит подписывать какие-либо документы.
  7. Не предоставляйте общественной организации внутренние документы клиники, за исключением тех, которые, в соответствии с законодательством о потребителях, вы обязаны предоставить каждому клиенту.
  8. Не передавайте «проверяющим» товары, медицинские изделия и оборудование.
  9. Не передавайте данным лицам денежные средства взамен на их «молчание».
  10. Следует вежливо объяснить представителям общественной организации, что мед.организация обязана соблюдать врачебную тайну, кроме того, нельзя прерывать лечебный процесс и нарушать санитарно-эпидемиологический режим.
  11. В случае провоцирования конфликтной ситуации не следует участвовать в ссоре, необходимо вызвать полицию или участкового и попросить «проверяющих» покинуть помещение клиники.
  12. Не стоит общаться с лицами из общественной организации в грубой форме, поскольку основная цель этих лиц – причинение репутационного ущерба клинике с помощью скандалов и расследований. Поэтому, пожалуйста, игнорируйте провокации и дождитесь полиции.

Больше правовой информации