С 1 сентября 2022 года существенным образом будет изменен перечень условий, которые нельзя включать в договоры с потребителями. Новшества затронут также правоотношения с пациентами.
Так как пациент – это частный случай потребителя, а именно – потребитель медицинских услуг; Закон о защите прав потребителей (ЗоПП) в полной мере распространяется и на отношения из договоров об оказании платных медицинских услуг.
1. Так, ранее ст. 16 ЗоПП содержала формулировку о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными. Теперь такие условия признаются недопустимыми условиями договора и являются ничтожными в силу закона. То есть, потребителю не придется оспаривать ущемляющее условие договора и признавать его недействительным в судебном порядке.
2. Законодателем определен срок возмещения убытков в связи с включением в договор продавцом (исполнителем и т.д.) ущемляющих условий – 10 дней со дня предъявления требований потребителем.
3. В ст. 16 ЗоПП будет открытый перечень из 14 условий, которые ущемляют права потребителей:
- установление продавцом (исполнителем и т.д.) права на односторонний отказ от договора или изменение его условий;
- ограничение выбора территориальной подсудности спора;
- уменьшение размера неустойки;
- установление обязательного досудебного порядка по договору;
- ограничение способа и формы оплаты и другие.
Отметим, что часть из этих условий и ранее считалась ущемляющей права потребителя в силу иных нормативно-правовых актов, этого подхода придерживалась и судебная практика.
Также закон дополнится новыми запретами и обязанностями для продавцов (исполнителей). Перечислим их.
4. Продавец (исполнитель и т.д.) не вправе отказать потребителю в заключении и исполнении договора о приобретении товаров (работ, услуг) по причине отказа потребителя приобрести другие товары (работы, услуги). Убытки возмещаются в полном объеме.
5. Продавец (исполнитель и т.д.) не вправе отказать потребителю в заключении договора, если потребитель правомерно попросит убрать из договора условия, ущемляющие его права. В таком случае продавец обязан внести изменения в договор или сообщить потребителю о мотивированных результатах его обращения в течение 10 дней со дня предъявления требований потребителем.
Отметим, что ранее такой формулировки не было. Теперь к заявлениям потребителя относительно содержания договора нужно будет относиться внимательнее.
6. Продавец (исполнитель и т.д.) не вправе выполнять дополнительные работы и оказывать дополнительные услуги без письменного согласия потребителя. Потребитель сможет отказаться от оплаты таких работ (услуг) или потребовать возврата в случае оплаты.
Для платных медицинских услуг такое требование было установлено и ранее в Постановлении Правительства РФ № 1006.
7. Продавец (исполнитель и т.д.) не вправе отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении и расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность установлена законом или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем. Продавец (исполнитель и т.д.) обязан незамедлительно предоставить потребителю информацию в устном порядке о причинах и основаниях отказа, письменно – в течение 7 дней с момента предъявления требования.
Рекомендуем за лето проверить содержание договоров об оказании платных медицинских услуг на предмет отсутствия ущемляющих условий. Изменения вступят в силу 1 сентября 2022 г.
P.S. В отношении организаций, которые находятся у нас на юридическом сопровождении, договоры будут проверены по умолчанию, дополнительных действий и писем не требуется.