Для медицинских организаций

Приказом Минздрава РФ от 15.01.2016 г. № 23н утверждены Порядок приема неиспользованных наркотических средств от родственников умерших больных (далее – Порядок).

В соответствии с указанным порядком возврату родственниками умерших больных и приему подлежат наркотические лекарственные препараты, находящиеся в невскрытых или частично использованных первичных и (или) вторичных (потребительских) упаковках.

Не подлежат возврату первичные и (или) вторичные (потребительские) упаковки (например, пустые ампулы, флаконы, блистеры, коробки, использованные трансдермальные терапевтические системы) использованных наркотических лекарственных препаратов.

Прием неиспользованных наркотических лекарственных препаратов от родственников умерших больных осуществляется уполномоченным работником медицинской организации по месту жительства (пребывания) больного, в которой был выписан наркотический лекарственный препарат.

В случае назначения либо выдачи больному наркотических лекарственных препаратов в медицинской организации, расположенной в субъекте Российской Федерации, не являющемся местом жительства (пребывания) больного, прием неиспользованных наркотических лекарственных препаратов от родственников умерших больных осуществляется уполномоченным работником медицинской организации по месту жительства (пребывания) больного, в которой он находился под медицинским наблюдением по поводу соответствующего заболевания (состояния), с приложением к таким неиспользованным наркотическим лекарственным препаратам выписки из истории болезни умершего больного о назначении наркотических лекарственных препаратов.

Родственники умершего больного осуществляют сдачу наркотических лекарственных препаратов в течение трех дней со дня получения медицинского свидетельства о смерти по учетной форме № 106/у-08..

При приеме наркотических лекарственных препаратов уполномоченным медицинским работником составляется акт приема наркотических лекарственных препаратов от родственников умерших больных, содержащий дату приема, наименования и количество принимаемых наркотических лекарственных препаратов, фамилию, имя, отчество (при наличии) умершего больного, фамилию, имя, отчество (при наличии) и подпись родственника, сдавшего наркотические лекарственные препараты, фамилию, имя, отчество (при наличии) и подпись медицинского работника, принявшего наркотические лекарственные препараты.


Можно не проходить, если клинические испытания были на территории государства-участника проведены в соответствии с правилами, утвержденными Распоряжением Коллегии ЕЭК от 29.12.2015 № 183. 

Если зарегистрировано по законодательству государства-участника, обращается только на территории этого государства,если по правилам ЕЭК, то на территории таможенного союза.

Клинические данные должны быть получены в уполномоченной организации, входящей в единый реестр уполномоченных организаций.

Да, может, Вам нужно ввести его для целей регистрации. Вне зависимости от того, как прибор используется и позиционируется на территории Евросоюза, Вы можете зарегистрировать его как медицинский. Массажные приборы регистрируются в Росздравнадзоре. Однако, Вам нужно иметь в виду, что законно использовать его сможет только медицинская организация. 

Массаж медицинский от бытового отличается не по зоне, а по цели. Массаж лица также может быть медицинским, а может косметическим (эстетическим, гигиеническим).

Медицинский массаж направлен на лечение, профилактику, диагностику заболеваний и состояний. Косметический массаж таких целей не преследует, может быть направлен на улучшение настроения, гармонизацию состояния и т.д.

Указание на медицинский массаж содержится в номенклатуре медицинских услуг, косметический массаж регулируется проф.стандартом и ГОСТом. Судебная практика, к сожалению, не склонна разграничивать массаж, но она не так многочисленна, чтобы можно было сделать однозначный вывод, также нужно иметь в виду, что в России судебный прецедент не является источником права.

Если Вы будете реализовывать оборудование для эстетического массажа, что не редкость, то Вам следует особое внимание уделить сопроводительной документации на прибор.

Зависит от Ваших предпочтений по интерфейсу и бюджета. Их существует достаточно много. С юридической точки зрения какую бы программу Вы ни использовали, Вам все равно придется составлять и загружать в нее корректные и составленные Вами бланки: договоров, согласий, иной документации, так как ответственность возлагается на медицинскую организацию, а не на производителя программного обеспечения. 

Типовые бланки, формы которых идут вместе с ПО, далеко не всегда являются подходящими. В настоящий момент программное обеспечение (crm-система для записи пациентов) не должна регистрироваться в качестве медицинского изделия и не должна получать сертификат либо иной разрешительный документ от Росздравнадзора. 

Также обращаем внимание, что система должна обеспечивать безопасную обработку персональных данных, отсутствие возможности для доступа третьих лиц к этой информации и т.д.

Подробнее о медицинских картах вы можете прочитать здесь.

Нет запрета выдавать на руки медицинские изделия (далее - МИ), однако, впоследствии пациент не сможет их использовать, так как клиника не имеет права применять МИ, качество и легальность приобретения и использования которых не могут быть проверены (на которые у мед.организации нет договора) (то есть используете то, что сами купили, а не то, что пациент с собой принес). Ситуация неоднозначная, если Вы не вернете ни импланты, ни деньги, а потом импланты используете, то на Вашей стороне возникнет неосновательное обогащение, пациентом может быть предъявлен кондикционный иск (правда, отследить ему их по серийным номерам будет сложновато, учитывая, что Вы не имеете права ему разглашать информацию об обращении за мед. помощью других лиц), если Вы вернете импланты, пациент, с высокой долей вероятности, не сможет их использовать. Если понимаете, что Вы, скорее всего, сможете использовать эти импланты при оказании услуг другому пациенту, то лучше вернуть деньги, хоть Вы и не обязаны этого делать. Если понимаете, что их придется утилизировать, минусуйте их стоимость и выдавайте на руки пациенту (по запросу; без запроса не возвращайте, так как все-таки в данном случае импланты – составная часть медицинской услуги, а не товар).  

В соответствии с  п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемой. Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Перечень).

Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В случае, если агент вступает в гражданско-правовые отношения от имени принципала, то права и обязанности по такой сделке возникают непосредственно у принципала (абз. 3 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Полномочия агента действовать от имени принципала в данном случае должны подтверждаются доверенностью, которую принципал обязан выдать агенту

Если же агент совершает действия от своего имени, то права и обязанности возникают непосредственно у агента, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. (абз.2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

В судебной практике возникают споры о последствиях передачи полномочий на заключение данных договоров агенту, действующему от собственного имени.

Нормативным правовым актом могут быть установлены императивные требования к стороне договора, например, договор оказания платных медицинских услуг. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"исполнителем является медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям. Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Таким образом, если договор может быть заключен только указанным в законе субъектом, то он не может быть заключен агентом от своего имени в интересах такого субъекта. Если агент выступает от своего имени в интересах принципала, то ему нужна лицензия, если от имени принципала, то не нужна, в таком случае он заключает договор по доверенности. 

Определить, необходимо ли для модификации (версии исполнения) медицинского изделия отдельное регистрационное удостоверение или данная модификация может быть включена в общее регистрационное удостоверение, можно с помощью критериев. 
Обращаем внимание, что регистрация на одно регистрационное удостоверение нескольких модификаций возможна только в случае соблюдения всех критериев. 

Для начала необходимо разобраться, в каких случаях применение проф.стандарта обязательно. Утвержденные профессиональные стандарты обязательны в двух случаях:
а) если Трудовой кодекс, другой федеральный закон, иной нормативный правовой акт устанавливает требования к квалификации, которая необходима, чтобы выполнять определенную трудовую функцию. В этом случае, профессиональный стандарт обязателен в части указанных требований ( ст. 195.3 ТК РФ).
б) если Трудовой кодекс, иной федеральный закон предусматривает предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В остальных случаях решение о применении/неприменении профессионального стандарта работодатель принимает самостоятельно и добровольно (рекомендательный характер проф.стандарта).
Подробнее и с примерами - в нашем материале.
О новых проф.стандартах в медицине написано здесь

У Вас специальность - "лечебное дело". По Приказу 707н, этой специальности соответствует должность - врач-участковый. Чтобы работать по узкой специальности после прохождения ординатуры, Вам нужно будет заключать дополнительное соглашение, в противном случае отказ работать по полученной специальности будет являться нарушением договора на целевую подготовку в ВУЗе.
Целевое дается с учетом потребности в кадрах, поэтому специальность прописана в договоре.Сейчас они могут Вас трудоустроить по специальности "Лечебное дело". Более узкая специальность в договоре не указана.
Для Вас единственный выход, помимо работы на позиции участкового, это дополнительное соглашение о получении узкой специальности и работы уже на соответствующей должности в гос.учреждении.


В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон) лицензированию подлежит производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469 (далее – Положение).

В соответствии с Положением понятие «медицинская техника» означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Обращаем внимание, что понятие «медицинская техника» определенное в соответствии с Положением не является идентичным определению медицинских изделий данному п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, исходя из системного трактования положений действующего законодательства, изолированно, программное обеспечение не отвечает понятию, изложенному в Положении, с учетом сказанного его производство и техническое обслуживание не подлежит лицензированию в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469.

Вместе с тем сообщаем, что процедура лицензирования производства и технического обслуживания медицинской техники обязательна для инструментов, аппаратов, приборов и оборудования, включая в том числе, совместно применяемое с ними программное обеспечение.

Одновременно сообщаем, что в зависимости от назначения, определенного производителем конкретного программного обеспечения, программное обеспечение может быть отнесено к медицинским изделиям как для самостоятельного использования, так и для совместного применения с другими медицинскими изделиями. В этом случае оно подлежит государственной регистрации в Росздравнадзоре в установленном порядке, с обязательным подтверждением производителем его качества, эффективности и безопасности.

Источник: официальный сайт Росздравнадзора. 

С Республикой Беларусь есть соглашение, в нострификации Ваш документ не нуждается.

После установления эквивалентности документа об образовании, выданного на территории иностранного государства, а также в случаях, когда подтверждение иностранного диплома не требуется, лицо, претендующее на право занятия медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр.1) заявление установленного образца и необходимые документы в соответствии с установленным перечнем документов.

Результаты рассмотрения заявления направляются по адресу, указанному в заявлении. 

В случае успешной сдачи специального экзамена выдается сертификат специалиста, дающий право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью по специальности на всей территории Российской Федерации.

В связи с тем, что сейчас введена процедура аккредитации и под нее подпадают только лица, получившие образование на территории иностр.государства после 1 января 2020 года, то вы должны получить сертификат специалиста. 

Право пациента на получение копий медицинской документации (в том числе мед.карты) установлено федеральным законом (ч. 5 ст. 22 ФЗ №323). Платой пациента реализация этого права не обусловлена, соответственно, действия по истребованию компенсации будут трактованы как нарушающие права потребителя медицинских услуг. 
Отдельно порядок выдачи копий медицинской карты в отличие от порядка выдачи справок и заключений не установлен, а ознакомление и получение копий - не одно и то же. В таком случае руководствуемся напрямую ФЗ № 323 и также некоторыми положениями Приказа № 441н, которые могут быть применены в виду схожих обстоятельств. 
Вывод: вы обязаны выдать копию документа, но только по письменному заявлению самого пациента (представителя) и при предъявлении паспорта. Если заявление от имени представителя, к нему должна быть приложена копия доверенности. 
Учтите 2 момента: 
1. оригиналы Вы выдавать не обязаны. Пациентам, требующим этого, в судах отказывают. 
2. отказывать в выдаче копии Вы не имеете права, если есть заявление и пациент с паспортом (представитель с паспортом и доверенностью). Требования пациентов, которым отказали в таких обстоятельствах, судами удовлетворяются. 
Cуды в указанных обстоятельствах ссылаются напрямую на ч.5 ст. 22 ФЗ № 323. 
Так что ответы на все Ваши вопросы по порядку: 
1. Выдавать по письменному заявлению на имя главного врача после проверки документов (полномочий); 
2. Плату не брать, если не хотите потом разбираться с обиженным потребителем; 
3. Зависит от того, чего требует пациент. Он имеет право на получение копий всей медицинской документации и выписок из нее. 
4. Регламентирующие документы: ч. 5 ст. 22 ФЗ №323; Приказ МЗ РФ от 02.05.2012 № 441н. Этой темы касается также письмо ФФОМС от 10.06.2014. 
Более подробно указанный вопрос разобран в статье

При выборе юриста для сопровождения деятельности медицинской организации, обращайте внимание на несколько параметров: наличие специализации, уровень образования, механизмы ценообразования. 
Об этих и некоторых других цензах мы написали в статье

Да, является. 

Детальная аргументация изложена здесь

Обязанность медицинской организации иметь свой сайт и размещать на нем информацию установлена п.11 раздела III Правил оказания платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006. Требования к содержанию сайта медицинской организации установлены Приказом Минздрава РФ от 30.12.2014 №956н (далее - Приказ МЗ РФ №956н).

Согласно п.3 Приложения №2 к Приказу МЗ РФ №956н на сайте медицинской организации должна быть предусмотрена версия для слабовидящих. В начале действия указанного приказа существовала версия, что он распространяется только на медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам. Однако, указанная версия не подтверждается текстом приказа, который не ограничивает список медицинских организаций, которые обязаны соблюдать содержащиеся в нем требования.

Более того, в Письме Минздрава РФ от 15.03.2017 №21-5/10/2-1757сказано, что все организации, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны привести свои сайты в соответствие с требованиями Приказа МЗ РФ №956н.

Таким образом, отсутствие версии сайта медицинской организации для слабовидящих нарушает права последних и влечет ответственность по ст.5.62 КоАП РФ ("Дискриминация").

Да, требования есть. Порядок ведения и хранения медицинской карты (форма 025/у) установлен Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 №834н.

Срок хранения составляет 25 лет, что подтверждается Письмом Минздрава РФ №13-2/1538.


Лекарственные препараты, как и медицинские изделия, должны иметь регистрационное удостоверение (далее - РУ), а не сертификат. Проверить факт наличия у препарата РУ можно, воспользовавшись реестром, размещенным на официальном сайте Минздрава РФ.  

В п.2 ч.5 ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в РФ" упоминается возможность оказания медицинских услуг анонимно в контексте предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы гос.гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Однако, механизм реализации права на получение платных медицинских услуг анонимно законом не установлен.

Более того, имеются нормативно-правовые акты, требования которых делают невозможным оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе, несмотря на предоставленное федеральным законом пациенту право.

Во-первых, это постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006, согласно которому в договоре об оказании платных медицинских услуг указывается ФИО потребителя. Однако, в постановлении не указывается, каким способом устанавливаются эти сведения и нет указания на необходимость использовать данные, подтвержденные документом, удостоверяющим личность. В таком случае теоретически возможна трактовка, что они могут быть записаны со слов пациента-потребителя услуги, что делает их достоверность сомнительной.

Но вторым документом, делающим на практике невозможным оказание услуг анонимно, является приказ Минздрава РФ от 15.12.2014№834н (далее – Приказ МЗ РФ № 834н), установивший порядок заполнения медицинской карты по форме 025/у. Клиника, как медицинская организация, обязана заводить на каждого обратившегося за медицинской помощью медицинскую карту. В соответствии с п.11.1 Приложения №2 к Приказу МЗ РФ №834н медицинская карта заполняется на основании сведений, содержащихся в паспорте гражданина.

Таким образом, в отсутствие паспорта невозможно заполнение медицинской карты пациента, что в свою очередь влечет нарушение порядка оказания медицинской помощи; свидетельствует о некачественном ее оказании.

Несмотря на наличествующий пробел и некоторое противоречие в нормативно-правовых актах, представляется верной точка зрения, согласно которой клиника может отказать в приеме пациенту, не предоставившему документ, удостоверяющий личность, ссылаясь на постановление Правительства РФ №1006 и Приказ МЗ РФ №834н, так как в противном случае медицинской организацией будет допущено нарушение порядка оказания медицинской помощи. А в случае конфликтной ситуации будет невозможно доказать оказание медицинской помощи качественно, так как ведение медицинской документации (в первую очередь, медицинской карты) является критерием качества оказания медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава РФ №203н (пп. "а" п.2.1).

На отношения, складывающиеся в связи с оказанием платных медицинских услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Установление обязательного претензионного порядка в отношениях с потребителем недопустимо, за исключением прямо названных в законе случаев, к которым оказание платных медицинских услуг не относится.

Если Вы пропишите в договоре условие об обязательном претензионном порядке, оно будет признано недействительным, как противоречащее закону "О защите прав потребителей" в части возложения на потребителя не предусмотренной указанным законом обязанности. Наличие такого условия в договоре никак не отразится на праве потребителя обратиться непосредственно в суд.

В связи со сказанным, наличие не порождающих правовых последствий формулировок в договоре будет свидетельствовать лишь о недостаточной юридической грамотности их составителя и не повлияет на права и обязанности потребителя.