Для медицинских организаций

Для начала необходимо разобраться, в каких случаях применение проф.стандарта обязательно. Утвержденные профессиональные стандарты обязательны в двух случаях:
а) если Трудовой кодекс, другой федеральный закон, иной нормативный правовой акт устанавливает требования к квалификации, которая необходима, чтобы выполнять определенную трудовую функцию. В этом случае, профессиональный стандарт обязателен в части указанных требований ( ст. 195.3 ТК РФ).
б) если Трудовой кодекс, иной федеральный закон предусматривает предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В остальных случаях решение о применении/неприменении профессионального стандарта работодатель принимает самостоятельно и добровольно (рекомендательный характер проф.стандарта).
Подробнее и с примерами - в нашем материале.
О новых проф.стандартах в медицине написано здесь

У Вас специальность - "лечебное дело". По Приказу 707н, этой специальности соответствует должность - врач-участковый. Чтобы работать по узкой специальности после прохождения ординатуры, Вам нужно будет заключать дополнительное соглашение, в противном случае отказ работать по полученной специальности будет являться нарушением договора на целевую подготовку в ВУЗе.
Целевое дается с учетом потребности в кадрах, поэтому специальность прописана в договоре.Сейчас они могут Вас трудоустроить по специальности "Лечебное дело". Более узкая специальность в договоре не указана.
Для Вас единственный выход, помимо работы на позиции участкового, это дополнительное соглашение о получении узкой специальности и работы уже на соответствующей должности в гос.учреждении.


В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон) лицензированию подлежит производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469 (далее – Положение).

В соответствии с Положением понятие «медицинская техника» означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Обращаем внимание, что понятие «медицинская техника» определенное в соответствии с Положением не является идентичным определению медицинских изделий данному п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, исходя из системного трактования положений действующего законодательства, изолированно, программное обеспечение не отвечает понятию, изложенному в Положении, с учетом сказанного его производство и техническое обслуживание не подлежит лицензированию в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469.

Вместе с тем сообщаем, что процедура лицензирования производства и технического обслуживания медицинской техники обязательна для инструментов, аппаратов, приборов и оборудования, включая в том числе, совместно применяемое с ними программное обеспечение.

Одновременно сообщаем, что в зависимости от назначения, определенного производителем конкретного программного обеспечения, программное обеспечение может быть отнесено к медицинским изделиям как для самостоятельного использования, так и для совместного применения с другими медицинскими изделиями. В этом случае оно подлежит государственной регистрации в Росздравнадзоре в установленном порядке, с обязательным подтверждением производителем его качества, эффективности и безопасности.

Источник: официальный сайт Росздравнадзора. 

С Республикой Беларусь есть соглашение, в нострификации Ваш документ не нуждается.

После установления эквивалентности документа об образовании, выданного на территории иностранного государства, а также в случаях, когда подтверждение иностранного диплома не требуется, лицо, претендующее на право занятия медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр.1) заявление установленного образца и необходимые документы в соответствии с установленным перечнем документов.

Результаты рассмотрения заявления направляются по адресу, указанному в заявлении. 

В случае успешной сдачи специального экзамена выдается сертификат специалиста, дающий право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью по специальности на всей территории Российской Федерации.

В связи с тем, что сейчас введена процедура аккредитации и под нее подпадают только лица, получившие образование на территории иностр.государства после 1 января 2020 года, то вы должны получить сертификат специалиста. 

Право пациента на получение копий медицинской документации (в том числе мед.карты) установлено федеральным законом (ч. 5 ст. 22 ФЗ №323). Платой пациента реализация этого права не обусловлена, соответственно, действия по истребованию компенсации будут трактованы как нарушающие права потребителя медицинских услуг. 
Отдельно порядок выдачи копий медицинской карты в отличие от порядка выдачи справок и заключений не установлен, а ознакомление и получение копий - не одно и то же. В таком случае руководствуемся напрямую ФЗ № 323 и также некоторыми положениями Приказа № 441н, которые могут быть применены в виду схожих обстоятельств. 
Вывод: вы обязаны выдать копию документа, но только по письменному заявлению самого пациента (представителя) и при предъявлении паспорта. Если заявление от имени представителя, к нему должна быть приложена копия доверенности. 
Учтите 2 момента: 
1. оригиналы Вы выдавать не обязаны. Пациентам, требующим этого, в судах отказывают. 
2. отказывать в выдаче копии Вы не имеете права, если есть заявление и пациент с паспортом (представитель с паспортом и доверенностью). Требования пациентов, которым отказали в таких обстоятельствах, судами удовлетворяются. 
Cуды в указанных обстоятельствах ссылаются напрямую на ч.5 ст. 22 ФЗ № 323. 
Так что ответы на все Ваши вопросы по порядку: 
1. Выдавать по письменному заявлению на имя главного врача после проверки документов (полномочий); 
2. Плату не брать, если не хотите потом разбираться с обиженным потребителем; 
3. Зависит от того, чего требует пациент. Он имеет право на получение копий всей медицинской документации и выписок из нее. 
4. Регламентирующие документы: ч. 5 ст. 22 ФЗ №323; Приказ МЗ РФ от 02.05.2012 № 441н. Этой темы касается также письмо ФФОМС от 10.06.2014. 
Более подробно указанный вопрос разобран в статье

При выборе юриста для сопровождения деятельности медицинской организации, обращайте внимание на несколько параметров: наличие специализации, уровень образования, механизмы ценообразования. 
Об этих и некоторых других цензах мы написали в статье

Да, является. 

Детальная аргументация изложена здесь

Обязанность медицинской организации иметь свой сайт и размещать на нем информацию установлена п.11 раздела III Правил оказания платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006. Требования к содержанию сайта медицинской организации установлены Приказом Минздрава РФ от 30.12.2014 №956н (далее - Приказ МЗ РФ №956н).

Согласно п.3 Приложения №2 к Приказу МЗ РФ №956н на сайте медицинской организации должна быть предусмотрена версия для слабовидящих. В начале действия указанного приказа существовала версия, что он распространяется только на медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам. Однако, указанная версия не подтверждается текстом приказа, который не ограничивает список медицинских организаций, которые обязаны соблюдать содержащиеся в нем требования.

Более того, в Письме Минздрава РФ от 15.03.2017 №21-5/10/2-1757сказано, что все организации, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны привести свои сайты в соответствие с требованиями Приказа МЗ РФ №956н.

Таким образом, отсутствие версии сайта медицинской организации для слабовидящих нарушает права последних и влечет ответственность по ст.5.62 КоАП РФ ("Дискриминация").

Да, требования есть. Порядок ведения и хранения медицинской карты (форма 025/у) установлен Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 №834н.

Срок хранения составляет 25 лет, что подтверждается Письмом Минздрава РФ №13-2/1538.


Лекарственные препараты, как и медицинские изделия, должны иметь регистрационное удостоверение (далее - РУ), а не сертификат. Проверить факт наличия у препарата РУ можно, воспользовавшись реестром, размещенным на официальном сайте Минздрава РФ.  

В п.2 ч.5 ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в РФ" упоминается возможность оказания медицинских услуг анонимно в контексте предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы гос.гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Однако, механизм реализации права на получение платных медицинских услуг анонимно законом не установлен.

Более того, имеются нормативно-правовые акты, требования которых делают невозможным оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе, несмотря на предоставленное федеральным законом пациенту право.

Во-первых, это постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006, согласно которому в договоре об оказании платных медицинских услуг указывается ФИО потребителя. Однако, в постановлении не указывается, каким способом устанавливаются эти сведения и нет указания на необходимость использовать данные, подтвержденные документом, удостоверяющим личность. В таком случае теоретически возможна трактовка, что они могут быть записаны со слов пациента-потребителя услуги, что делает их достоверность сомнительной.

Но вторым документом, делающим на практике невозможным оказание услуг анонимно, является приказ Минздрава РФ от 15.12.2014№834н (далее – Приказ МЗ РФ № 834н), установивший порядок заполнения медицинской карты по форме 025/у. Клиника, как медицинская организация, обязана заводить на каждого обратившегося за медицинской помощью медицинскую карту. В соответствии с п.11.1 Приложения №2 к Приказу МЗ РФ №834н медицинская карта заполняется на основании сведений, содержащихся в паспорте гражданина.

Таким образом, в отсутствие паспорта невозможно заполнение медицинской карты пациента, что в свою очередь влечет нарушение порядка оказания медицинской помощи; свидетельствует о некачественном ее оказании.

Несмотря на наличествующий пробел и некоторое противоречие в нормативно-правовых актах, представляется верной точка зрения, согласно которой клиника может отказать в приеме пациенту, не предоставившему документ, удостоверяющий личность, ссылаясь на постановление Правительства РФ №1006 и Приказ МЗ РФ №834н, так как в противном случае медицинской организацией будет допущено нарушение порядка оказания медицинской помощи. А в случае конфликтной ситуации будет невозможно доказать оказание медицинской помощи качественно, так как ведение медицинской документации (в первую очередь, медицинской карты) является критерием качества оказания медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава РФ №203н (пп. "а" п.2.1).

На отношения, складывающиеся в связи с оказанием платных медицинских услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Установление обязательного претензионного порядка в отношениях с потребителем недопустимо, за исключением прямо названных в законе случаев, к которым оказание платных медицинских услуг не относится.

Если Вы пропишите в договоре условие об обязательном претензионном порядке, оно будет признано недействительным, как противоречащее закону "О защите прав потребителей" в части возложения на потребителя не предусмотренной указанным законом обязанности. Наличие такого условия в договоре никак не отразится на праве потребителя обратиться непосредственно в суд.

В связи со сказанным, наличие не порождающих правовых последствий формулировок в договоре будет свидетельствовать лишь о недостаточной юридической грамотности их составителя и не повлияет на права и обязанности потребителя.