По общему правилу осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Положения данного закона свидетельствуют о том, что условия трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от трудоустройства граждан РФ. Прием на работу иностранца требует выполнения работодателем целого ряда дополнительных обязанностей.
Однако в отношении граждан, например Республики Беларусь (участника Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), установленный данным законом порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется.
Согласно п. 5 ст. 14 Договора "О создании Союзного государства" от 8 декабря 1999 года при трудоустройстве они приравниваются к гражданам России, им обеспечиваются равные права на оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий.
В соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.
Согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" от 22 июня 1996 года порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующий на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.
В отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Закона N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона. Данный вывод также содержится в Постановлении Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19.
В частности, в отношении граждан Беларуси, трудоустроенных в России, и их работодателей положение пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ, устанавливающее необходимость уведомления территориального органа в сфере миграции о привлечении гражданину к труду, не применяется. Это следует из пункта 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий.
Кроме того, Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС) предоставляет работникам и работодателям стран-участников расширенный перечень преференций при трудоустройстве. А именно, согласно статье 97 Договора о ЕАЭС работодатель и работники не обязаны:
- получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
- соблюдать устанавливаемые Правительством РФ квоты на иностранную рабочую силу;
- предоставлять нотариально заверенные документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний для реализации трудовых прав граждан;
- соблюдать иные ограничения, установленные Закон N 115-ФЗ.