Каким требованиям должна соответствовать медицинская организация, чтобы применять телемедицинские технологии? Каков порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий?
Нормативное регулирование.
Телемедицинские технологии регулируются двумя основными актами:
- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее также – ФЗ №323);
- Приказом Минздрава РФ от 30.11.2017 № 965 (далее также – Приказ № 965).
Что такое телемедицинские технологии?
Согласно п.22 ст. 2 ФЗ №323-фз под телемедицинскими технологиями понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Телемедицина работает в двух основных плоскостях взаимодействия, а именно:
1. Взаимодействие медицинских работников между собой.
Цели взаимодействия: получение заключения медицинского работника сторонней медицинской организации; уточнение диагноза; определение прогноза и тактики медицинского обследования и лечения и т.д.
2. Взаимодействие медицинских работников и пациентов.
Цели взаимодействия: профилактик, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза; оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий; медицинское наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятие решения о необходимости проведения очного осмотра врача.
Какие требования предъявляются к медицинским организациям при использовании телемедицинских технологий?
Медицинская организация, желающая внедрить и использовать телемедицинские технологии, должна соответствовать целому ряду критериев, к которым относится:
-
Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю, по которому будут оказаны услуги с использование телемедицинских технологий;
-
Привлечение сотрудников к оказанию медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий (оформляется локальным нормативным актом);
- Регистрация медицинской организации в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
- Внесение сведений о медицинских работниках в Федеральный регистр медицинских работников;
- Наличие помещений, средств связи, оборудования, мобильных средств связи (при необходимости);
- Использование единой система идентификации и аутентификации.
Когда могут быть использованы телемедицинские технологии?
Телемедицинские технологии могут быть использованы при оказании медицинской помощи следующих видов: первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Сразу оговоримся, что в плоскости медицинский работник <=> пациент применение телемедицинских технологий возможно только при постановке диагноза на очном приеме.
Условия оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий?
Любые: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.
Формы консультаций, которые могут проводиться с использованием телемедицинских технологий.
Для наглядности все формы изложены в таблице.
Форма консультации |
Основание |
Срок проведения |
Участники |
Результат |
Экстренная форма |
Внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни больного |
от 30 минут до 2 часов |
Лечащий врач и консультант (врачи – участники консилиума) |
Подписанное медицинское заключение (протокол консилиума врачей) направляется лечащему врачу |
Неотложная форма |
Внезапные острые заболевания, состояния, обострение хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни больного |
от 3 часов до 24 часов |
||
Плановая форма |
Проведение профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью |
- |
Важно! Момент, с которого определяется начало течения срока, в рамках которого должна быть оказана медицинская помощь, в зависимости от формы консультации различается.
Для экстренной и неотложной формы – моментом начала течения срока является момент направления запроса; для плановой формы срок отсчета начинается с момента направления запроса и предоставления пациентом необходимой медицинской документации.
Какие существуют режимы консультаций с применением телемедицинских технологий?
Выделяются 2 основных режима:
1. Режим реального времени, подразумевающий общение в пациентом онлайн;
2. Режим отложенных консультаций, при котором общения с пациентом не происходит, а помощь оказывается в форме вопросов-ответов, базирующихся на изучении документов и запроса пациента.
Схема проведения консультаций в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований.
Какую информацию медицинская организация должна предоставить пациенту при оказании помощи с использованием телемедицинских технологий?
Приводим тематические блоки указанной информации:
-
о консультирующей медицинской организации, участвующей в оказании консультации;
- об организации, являющейся оператором иных информационных систем;
- о консультанте, враче - участнике консилиума;
- сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
- об информационных системах, используемых при консультации, и операторах указанных систем.
Полный перечень информации содержится в п. 46 Приказа № 965.
Порядок дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Основные аспекты взаимодействия пациента и медицинского работника при дистанционном наблюдении мы приводим в таблице.
Приказ № 965 содержит открытый перечень параметров порядка оказания помощи в дистанционной форме.
Действия медицинского работника
|
Действия пациента
|
дистанционное получение данных о состоянии здоровья пациента в автоматическом режиме при использовании медицинских изделий, имеющих функции передачи данных;
ручной ввод данных о состоянии здоровья пациента;
доступ лечащего врача, который назначил дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации), а также при необходимости медицинского работника, осуществляющего дистанционное наблюдение и (или) экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений, к сведениям о состоянии здоровья пациента;
контроль показателей состояния здоровья пациента;
индивидуальная настройка предельных значений показателей состояния здоровья пациента;
экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.
|
использование медицинских изделия в соответствии с инструкцией по их применению;
ручной ввод достоверных данных о состоянии здоровья;
соблюдение правил пользования информационными системами, используемыми для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, установленные операторами указанных информационных систем.
|
Результат консультации, проведенной с использованием телемедицинских технологий?
При проведении консультаций пациентов с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации).
Результатом консультации является медицинское заключение или при условии предварительного установления диагноза на очном приеме (осмотре, консультации) по данному обращению, - соответствующая запись о корректировке ранее назначенного лечения в медицинской документации пациента лечащим врачом, в том числе формирование рецепта на лекарственный препарат в форме электронного документа, назначение необходимых дополнительных обследований, выдача справки (медицинского заключения) в форме электронного документа.
В случае обращения пациента без предварительного установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) медицинское заключение может содержать рекомендации пациенту о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
Вопросы хранения информации и оформления медицинской документации при применении телемедицинских технологий.
Документирование информации о проведении консультации с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Материалы, полученные по результатам дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, медицинских работников и пациентов, включая материалы, направленные на консультацию, медицинские заключения по результатам консультаций и протоколы консилиумов врачей, данные, внесенные в медицинскую документацию пациента, данные, формирующиеся в результате дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента (далее - документация), а также аудио- и видеозаписи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме (далее - сопутствующие материалы), подлежат хранению.
Документация подлежит внесению в электронную медицинскую карту пациента медицинской информационной системы консультирующей медицинской организации.
С полным текстом Приказа № 965 Вы можете ознакомиться здесь.
Отметим, что возможность ведения медицинской документации в электронной форме предусмотрена проектом изменений в приказ Минздрава РФ № 834н, о котором мы писали ранее.
Хранение документации осуществляется в течение сроков, предусмотренных для хранения соответствующей первичной медицинской документации.
Напоминаем, что ознакомиться с таблицей сроков хранения медицинской документации Вы можете здесь.
Срок хранения сопутствующих материалов составляет один год.
Если Вы намереваетесь внедрить телемедицинские технологии и Вам нужна юридическая помощь – заполните форму.