← Аналитика

Полномочия общественных организаций при проверке клиник

На сегодняшний день увеличилось количество случаев незаконных «проверок» медицинских клиник представителями общественных объединений потребителей.


Такие «проверяющие» без уведомления приходят в клинику и в грубой форме запрашивают у администраторов всю документацию с пациентами, проверяют контрольно-кассовую технику, фотографируют кабинеты с медицинским оборудованием. Зачастую после этого они могут прибегнуть к шантажу руководства клиники с требованием добровольной оплаты такой «проверки» под угрозой передачи всех материалов в прокуратуру и другие надзорные органы. 

Сразу отметим, что такие «проверяющие» чаще всего приходят из общественных объединений потребителей: региональных общественных организаций, ассоциаций, союзов и проч. 

Действительно, в рамках общественного контроля у представителей таких организацией есть право провести осмотр общедоступных помещений (холла, ресепшена), получить информацию в объеме, представленном на стенде/сайте, проще говоря, в том объеме, который доступен любому потребителю. 

Запрашивать финансовую документацию, личные медицинские книжки работников, а тем более, проверять документацию, содержащую в себе врачебную тайну, такие лица не вправе.

Общественные организации не могут издавать акты, обязательные для исполнения организацией.

Они могут составлять акты о нарушениях прав потребителей, которые организация не обязана подписывать, и направлять их в надзорные органы; но ровно в такой же мере любой потребитель может обратиться в государственный орган с жалобой. 

Отличительные черты незаконной проверки:

- Проверяющий ведет себя достаточно агрессивно и суетливо. Запросите у него служебное удостоверение, запишите его ФИО и должность.

Также очень часто такие проверяющие обзванивают клиники заранее, ссылаются на норму закона и предлагают согласовать дату, когда удобно провести проверку 

Если Вам звонят и представляются Инспектором Имя Отчество, сразу же точно запишите название органа, откуда звонит проверяющий. Если это не государственный орган, а ассоциация по защите прав всех страждущих, Вы имеете полное право прекратить этот телефонный разговор самостоятельно.

- Проверяющий не предоставляет никаких документов. Проверьте его полномочия по проведению проверки, а также документ, подтверждающий наличие оснований для проверки и ее «глубину» (объем запрашиваемых документов, сведений).

- Проверяющий не называет основания проверки либо говорит о них быстро и неразборчиво. Запросите подробные причины проверки в письменном виде.

В большинстве подобных случаев проверяющий является субъектом общественного контроля, представителем некоммерческой организации с названием, созвучным одному из надзорных органов.

Такой проверяющий имеет права равные правам потребителей, которых он якобы защищает. Если такой борец за права предлагает оплатить аудит либо просто внести денежные средства за «несообщение данных о ваших ужасных нарушениях дальше», советуем предложить ему покинуть помещение организации. В противном случае Вы будете попадать в такие «планы общественных проверок» ежегодно со всеми вытекающими из этого последствиями. Будьте бдительны!

Больше правовой информации