← Аналитика

Может ли врач отказать пациенту в приеме?

Пациент не выполняет рекомендации или грубит персоналу, либо пациент настаивает на вмешательстве, которое ему не показано. Имеет ли врач право на отказ? Может ли клиника расторгнуть договор с пациентом в таких случаях?


Есть ли у врача право отказаться от лечения конкретного пациента?

Врач имеет право отказаться от лечения конкретного пациента по различным причинам: несоблюдение пациентом рекомендаций, грубое, агрессивное поведение пациента, психологическая несовместимость специалиста и пациента.

Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан предусмотрено право врача отказаться от лечения пациента, при этом список оснований законом не предусмотрен, то есть закон не ограничивает медицинского работника в причинах такого отказа. 

Однако, есть ряд условий:

1. Отказ от лечения не должен создавать угрозу жизни пациента и здоровью окружающих.

2. Отказ должен быть согласован с руководителем медицинской организации (главным врачом) или руководителем структурного подразделения, в котором работает специалист. 

Форма согласования не установлена, то есть она может быть как устной, так и письменной. Представляется оптимальным согласование в виде уведомления/докладной записки, на котором руководитель организации или заведующий отделения поставит свою подпись и отметку о согласии.

3. Руководитель медицинской организации или структурного подразделения должен организовать замену лечащего врача.

При этом сам по себе довод об отсутствии в штате организации врачей той же специальности не может служить основанием для отказа в медицинской помощи, так как медицинская организация имеет право заключить трудовой договор с другим медицинским работником по той же специальности.

В связи со сказанным не рекомендуем письменно отказывать пациенту в медицинской помощи по причине отсутствия другого специалиста. Если пациент настаивает на продолжении лечения в организации, его можно уведомить о том, что наблюдение и лечение будет продолжено, как только будет найден другой специалист в штат медицинской организации (при этом срок поиска персонала законом не ограничен).

Для медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи по ОМС, довод о том, что отказавшийся лечащий врач был единственным специалистом этого направления в штате, не может служить основанием для отказа в оказании помощи застрахованному лицу.

Таким образом, врач имеет право отказаться от лечения пациента вне зависимости от причин такого отказа, согласовав это с руководством.

Закон не устанавливает обязанности информировать пациента об отказе лечащего врача от лечения, также не установлена обязанность вносить такие сведения в медицинскую карту.

На наш взгляд, пациента достаточно уведомить устно, если он не настаивает на обратном. Внесение в медицинскую документацию пациента информации о замене лечащего врача не является обязательным, так как по самим записям в карте будет понятно, что приемы пациента осуществлены разными специалистами, обязанности фиксировать причину замены специалиста, закон для медицинской организации не устанавливает.

Право медицинской организации на отказ от заключения договора.

Право лечащего врача на отказ от лечения пациента нельзя путать с правом медицинской организации на отказ от заключения договора об оказании платных медицинских услуг (далее – договор ПМУ).

Договор возмездного оказания услуг, разновидностью которого является договор ПМУ, является публичным договором в силу положений Гражданского кодекса РФ. Это означает, что медицинская организация обязана заключить такой договор с любым обратившимся к ней лицом при наличии возможности оказать такие услуги.

Отметим, что возможность оказывать медицинские услуги тесно связана с лицензионными требованиями, поэтому письменный отказ пациенту в заключении договора ПМУ с указанием причин в виде, например, отсутствия специалистов или оборудования, чреват для организации нарушением обязательных требований, которое будет письменно зафиксировано в ответе пациенту.

Следовательно, медицинская организация не имеет права отказать пациенту в заключении договора ПМУ по причине того, что врачи организации не хотят его лечить (если у пациента, например, уже есть определенная репутация в организациях соответствующего профиля).

Односторонний отказ медицинской организации от договора оказания платных медицинских услуг.

Если медицинская организация соблюдает действующее законодательство, то пациент на приеме у врача в рамках платных медицинских услуг, без договора оказаться не должен, следовательно, возникает другой вопрос: если пациент, например, неадекватен и в клинике ему не рады, можно ли расторгнуть договор в одностороннем порядке, например, написав пациенту письмо?

Нет, в силу публичного характера договора ПМУ право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным, то есть только пациенту. Медицинская организация расторгнуть договор ПМУ по своей инициативе не вправе.

Отметим также, что как правило, договор ПМУ является рамочным: стороны согласовывают основные взаимные права и обязанности в договоре, а перечень оказываемых услуг со сроками и ценами идет как приложение. В таком случае заключение договора само по себе не обязывает организацию вне согласованного приложения к оказанию конкретных услуг.

Выводы:

1. Лечащий врач имеет право отказаться от лечения пациента вне зависимости от причин такого отказа.

2. Руководитель медицинской организации при отказе лечащего врача должен обеспечить замену специалиста.

3. Медицинская организация не вправе ни отказаться от заключения договора ПМУ, ни в одностороннем порядке отказаться от его исполнения (после заключения).

4. Если медицинская организация не отказывала в заключении договора, но при этом специалисты медицинской организации не готовы оказывать пациенту медицинские услуги по причине, например, наличия у него противопоказаний или отсутствия показаний, у пациента нет действенных инструментов для понуждения медицинских работников к оказанию пациенту медицинских услуг. При этом шансы получить претензию от пациента, с которым конфликтные отношения сложились еще до начала оказания медицинской помощи, достаточно высоки.

Больше правовой информации