← Аналитика

Минздраву России напомнили о необходимости разработки требований ко всем видам работ и услуг, которые составляют медицинскую деятельность

Минздрав России (должностное лицо министерства) привлекли к административной ответственности за нарушение сроков разработки лицензионных требований, установленных ФАС России. Министерство попыталось оспорить предписание антимонопольной службы, но арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований. 


1. Напомним вкратце предысторию противостояния ФАС России и Минздрава России.

17 октябре 2017 года ФАС России вынесла решение по делу № 1-15-200/00-18-16 о нарушении Минздравом России положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с тем, что министерство не установило требования ко всем видам работ и услуг, которые включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

В рамках принятого решения антимонопольная служба выдала министерству предписание в срок до 01 февраля 2018 года установить единые лицензионные требования, которым должны соответствовать соискатели лицензий и лицензиаты.

По мнению антимонопольной службы, несоблюдение Минздравом России своих обязательств привело к отсутствию в России единой системы лицензионных требований: к соискателям лицензий и лицензиатам требования предъявляются разные требования по субъективному усмотрению органов контроля (надзора) в сфере здравоохранения, что существенно ограничивает конкуренцию на рынке медицинских услуг.

Однако, согласно позиции министерства, соответствующие требования были ранее установлены в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, а также в иных подзаконных актах, содержащих требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования медицинской деятельности.

Тем не менее, в рамках судебного разбирательства по делу № А40-9755/18-84-67 суды трех инстанций не поддержали позицию Минздрава России и оставили в силе решение антимонопольной службы от 17.10.2017 г. и предписания от 17.10.2017 г. по делу № 1- 15-200/00-18-16.

2. В дальнейшем Минздрав России не исполнило предписание ФАС России от 17 октября 2017 года по делу № 1-15-200/00-18-16 об установлении единых лицензионных требований. В связи с этим антимонопольный орган привлек к административной ответственности должностное лицо Минздрава России и повторно обязал министерство выполнить предписание в срок до 30 ноября 2019 года (определение ФАС России от 19.08.2019 № 18/72047/19 об установлении новых сроков исполнения предписания № 18/71518/17).

Минздрав России подало исковое заявление о признании предписания ФАС России недействительным (дело № А40-308629/19-21-1552). По мнению министерства, предписания ФАС России было полностью исполнено посредством принятия приказа Минздрава России от  25.03.2019 № 155н, внесшим изменения в ранее принятый приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н

Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований министерства и, в частности, указал, что в настоящий момент времени по-прежнему отсутствует регламентация части работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (хирургия (комбустиология); рентгенология; сестринское дело; физиотерапия; эпидемиология; ультразвуковая диагностика)), а принятые министерством подзаконные акты никак не уточняют лицензионные требования к соискателям.

Новый срок исполнения предписания ФАС России будет установлен после привлечения должностного лица Минздрава России к административной ответственности.

 

Больше правовой информации