Разбираем лицензионные требования к клиникам косметологии.
Для начала деятельности косметологической клинике необходимо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующему виду работ.
Процедура лицензирования состоит из двух этапов:
1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения, которое выдает территориальный отдел Роспотребнадзора (например, для Москвы - управление РПН по административному округу, в котором находится объект).
2. Получение лицензии в лицензирующем органе субъекта РФ (для столицы - в Департаменте здравоохранения г. Москвы).
Санитарно-эпидемиологические требования
Одним из условий получения лицензии на осуществление медицинской деятельности является соответствие помещений организации установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведем основные из них.
1. Наличие вентиляции.
В зависимости от функционального назначения помещения может требоваться приточная, приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
Для клиник косметологии без ЦСО при наличии технической возможности (открывающихся фрамуг) возможно получение СЭЗ без вентиляции, но при наличии естественного проветривания.
2. Требования к отделке помещения, дезинфекционным мероприятиям.
В клинике должна быть разработана программа производственного контроля. Должны вестись журналы предстерилизационной обработки, учета работы стерилизатора, контроля концентрации рабочих растворов, журнал получения и расходования дезинфицирующих средств. Также в клинике должен быть запас дезсредств, для хранения средств и уборочного инвентаря выделяется помещение или шкаф.
Проведение уборки помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников в соответствии с графиком, но не реже одного раза в неделю для помещение класса А и Б, не реже одного раза в месяц для помещений класса В и Г.
Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке;
В кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка).
3. Требования к обращению с медицинскими отходами.
В организации должна быть разработана схема обращения с медицинскими отходами, также требуется утверждение ответственного за обращение, ведение журнала учета медицинских отходов.
При проведении проверки специалисту предъявляются договоры, подтверждающие соблюдение сан.-эпид. режима, в том числе договоры на вывоз медицинских отходов, ртутьсодержащих отходов.
Для временного хранения отходов в организации выделяется специальное помещение, при необходимости длительного хранения отходов оно может быть оснащено холодильником.
Приказом Минздрава РФ определены следующие требования к оснащению косметологического кабинета:
Кабинет врачебного приема (минимальная площадь 12 м2) (возможно объединение с манипуляционным кабинетом) |
комплект медицинской мебели; дерматоскоп; рабочее место врача; лампа-лупа; |
Манипуляционный кабинет (минимальная площадь 16 м2)
|
комплект медицинской мебели; лампа-лупа; УЗ-ванна; Стерилизатор воздушный, суховоздушный; Бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/ устройство для обеззараживания, фильтрации воздуха, дезинфекции поверхностей (мин. 1); Аппарат для распаривания лица (вапоризатор); |
Процедурный кабинет – минимум 12 м2 (Обязательно организуется в случае применения инъекционных методов лечения, не может быть объединен с манипуляционным) |
комплект медицинской мебели; бестеневая лампа с увеличительной лупой; Устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна); стерилизатор воздушный, суховоздушный; Бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/ устройство для обеззараживания, фильтрации воздуха, дезинфекции поверхностей (мин. 1); Холодильник для хранения медикаментов (фармацевтический, имеющий регистрационное удостоверение); Стойка для внутривенных вливаний; |
Квалификационные требования к работникам косметологической клиники.
Врачи-косметологи должны соответствовать следующим требованиям:
Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия»;
Дополнительное профессиональное образование:
-Профессиональная переподготовка по специальности «Косметология» при наличии подготовки в интернатуре либо ординатуре по специальности «Дерматовенерология»;
-Повышение квалификации – не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности.
Обращаем внимание, что косметологов-эстетистов, а также косметологов со средним медицинским образованием не существует.
Средний медперсонал клиники эстетической медицины также должен соответствовать квалификационным требованиям, приводим их целиком:
Среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «лечебное дело»; «акушерское дело»; «сестринское дело».
Дополнительное профессиональное образование:
Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело в косметологии» при наличии среднего профессионального образования по одной из вышеупомянутых специальностей;
Повышение квалификации – не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности.
Отметим, что использование труда среднего медицинского персонала в косметологической клинике требует наличия лицензии на «сестринское дело в косметологии». Если такой вид работ/услуг не указан в Вашей лицензии, Вы не имеете права оказывать услуг с использованием труда медицинской сестры по косметологии.
Процедура лицензирования представляет собой сложный процесс, в котором не обойтись без специальных знаний. Юристы Melegal берут на себя весь процесс оформления лицензии: начиная от подготовки помещения, проверки его соответствия санитарным требованиям и получения СЭЗ заключения, заканчивая подготовкой оснащения и необходимой документации к проверке лицензирующим органом Москвы или Московской области.