← Аналитика

Лицензия на косметологию: требования к помещению, сотрудникам, оснащению

Разбираем лицензионные требования к клиникам косметологии.


Для начала деятельности косметологической клинике необходимо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующему виду работ.

Процедура лицензирования состоит из двух этапов:

1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения, которое выдает территориальный отдел Роспотребнадзора (например, для Москвы - управление РПН по административному округу, в котором находится объект).

2.  Получение лицензии в лицензирующем органе субъекта РФ (для столицы - в Департаменте здравоохранения г. Москвы).

Санитарно-эпидемиологические требования

Одним из условий получения лицензии на осуществление медицинской деятельности является соответствие помещений организации установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведем основные из них.

1.  Наличие вентиляции.

В зависимости от функционального назначения помещения может требоваться приточная, приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением.

Для клиник косметологии без ЦСО при наличии технической возможности (открывающихся фрамуг) возможно получение СЭЗ без вентиляции, но при наличии естественного проветривания.

2.  Требования к отделке помещения, дезинфекционным мероприятиям.

В клинике должна быть разработана программа производственного контроля. Должны вестись журналы предстерилизационной обработки, учета работы стерилизатора, контроля концентрации рабочих растворов, журнал получения и расходования дезинфицирующих средств. Также в клинике должен быть запас дезсредств, для хранения средств и уборочного инвентаря выделяется помещение или шкаф.

Проведение уборки помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников в соответствии с графиком, но не реже одного раза в неделю для помещение класса А и Б, не реже одного раза в месяц для помещений класса В и Г.

Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке;

В кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка).

3.  Требования к обращению с медицинскими отходами.

В организации должна быть разработана схема обращения с медицинскими отходами, также требуется утверждение ответственного за обращение, ведение журнала учета медицинских отходов.

При проведении проверки специалисту предъявляются договоры, подтверждающие соблюдение сан.-эпид. режима, в том числе договоры на вывоз медицинских отходов, ртутьсодержащих отходов.

Для временного хранения отходов в организации выделяется специальное помещение, при необходимости длительного хранения отходов оно может быть оснащено холодильником. 

Приказом Минздрава РФ определены следующие требования к оснащению косметологического кабинета:

Кабинет врачебного приема (минимальная площадь 12 м2)

(возможно объединение с манипуляционным кабинетом)

комплект медицинской мебели;

дерматоскоп;

рабочее место врача;

лампа-лупа;

Манипуляционный кабинет (минимальная площадь 16 м2)

комплект медицинской мебели;

лампа-лупа;

УЗ-ванна;

Стерилизатор воздушный, суховоздушный;

Бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/ устройство для обеззараживания, фильтрации воздуха, дезинфекции поверхностей (мин. 1);

Аппарат для распаривания лица (вапоризатор);

Процедурный кабинет – минимум 12 м2 (Обязательно организуется в случае применения инъекционных методов лечения, не может быть объединен с манипуляционным)

комплект медицинской мебели;

бестеневая лампа с увеличительной лупой;

Устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна);

стерилизатор воздушный, суховоздушный;

Бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/ устройство для обеззараживания, фильтрации воздуха, дезинфекции поверхностей (мин. 1);

Холодильник для хранения медикаментов (фармацевтический, имеющий регистрационное удостоверение);

Стойка для внутривенных вливаний;


Квалификационные требования к работникам косметологической клиники.

Врачи-косметологи должны соответствовать следующим требованиям:

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия»;

Дополнительное профессиональное образование:

-Профессиональная переподготовка по специальности «Косметология» при наличии подготовки в интернатуре либо ординатуре по специальности «Дерматовенерология»;

-Повышение квалификации – не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности.

Обращаем внимание, что косметологов-эстетистов, а также косметологов со средним медицинским образованием не существует.

Средний медперсонал клиники эстетической медицины также должен соответствовать квалификационным требованиям, приводим их целиком:

Среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «лечебное дело»; «акушерское дело»; «сестринское дело».

Дополнительное профессиональное образование:

Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело в косметологии» при наличии среднего профессионального образования по одной из вышеупомянутых специальностей;

Повышение квалификации – не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности.

Отметим, что использование труда среднего медицинского персонала в косметологической клинике требует наличия лицензии на «сестринское дело в косметологии». Если такой вид работ/услуг не указан в Вашей лицензии, Вы не имеете права оказывать услуг с использованием труда медицинской сестры по косметологии.

Процедура лицензирования представляет собой сложный процесс, в котором не обойтись без специальных знаний. Юристы Melegal берут на себя весь процесс оформления лицензии: начиная от подготовки помещения, проверки его соответствия санитарным требованиям и получения СЭЗ заключения, заканчивая подготовкой оснащения и необходимой документации к проверке лицензирующим органом Москвы или Московской области.  


Больше правовой информации