От претензий пациентов медицинским организациям можно защититься в суде одним простым способом. Для этого в суде нужно заявить об истечении сроков на предъявление досудебных требований в отношении качества услуги или сроков подачи исковых заявлений в суд, закрепленных в законе. Рассказываем о том, как применить данные сроки для защиты прав клиник от необоснованных претензий.
1. Пациент вправе предъявить требование о недостатках оказанных услуг в течение 2 (двух) лет с момента принятия им услуги.
В статье 29 Закона «О защите прав потребителей» указано, что потребитель может заявить такие требования в пределах 2 (двух) лет со дня принятия им услуги (законная гарантия качества услуги), если только организация не установила гарантийный срок качества на свою услугу (договорная гарантия качества услуги). В случае закрепления в договоре гарантии качества услуги пациент может заявить требование о недостатках в течение гарантийного срока, установленного в договоре, со дня принятия им услуги, но при этом если такой срок составляет менее 2 лет, то в течение двухлетнего срока.
Разница между законной гарантией качества и договорной гарантией качества состоит в бремени доказывания в суде. Если в договоре установлен гарантийный срок, то организация как исполнитель должна доказать в суде, что недостатки возникли после принятия услуги потребителем вследствие обстоятельств, за которые отвечает потребитель (например, из-за его вредных привычек).
Однако при этом следует учитывать, что гарантия качества может быть установлено только на какой-то овеществленный, материально выраженный результат услуги. Например, гарантия может быть установлена на результат услуг, оказанной в стоматологической клинике (пункт 12 Инструкции о порядке использования и учета стоматологическими учреждениями драгоценных металлов для зубного протезирования, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 11.02.1972 г. №107)
2. Когда пациент пропускает двухлетний на предъявление требований, то он автоматически теряет способ защиты своих прав. Поэтому необходимо установить дату обнаружения пациентом недостатков качества оказанной услуги.
Нужно помнить, что общий срок гарантии качества услуги составляет 2 года. Именно в течение данного срока пациент может предъявить организации требования по качеству.
В претензии пациент может прямо указать день выявления им недостатков качества. Также стоит обратить внимание на дату составления претензии в преамбуле («шапке» претензии). Если данной информации в претензии не содержится, то следует узнать по почтовому идентификатору дату направления пациентом претензии. Если пациент или его представитель принес претензию нарочным, то следует исходить из того, что недостатки были обнаружены пациентом фактически в день получения претензии организацией, если только в претензии не содержится иной информации.
Если окажется, что с момента принятия пациентом услуги до момента выявления им недостатков прошло более 2 (двух) лет, то организация вправе отказаться от удовлетворения требований пациента. В противном случае придется ожидать подачи иска в суд, о чем речь пойдет далее.
3. Если пациент успел предъявить требование о недостатках качества, то он может подать исковое заявление в суд в течение 1 (одного) года со дня заявления о недостатках. Если срок на подачу иска им пропущен, то он теряет возможность использовать такой способ защиты своих прав. Однако об этом суду должен заявить ответчик.
Сроком исковой давности является период времени, предназначенный для защиты прав организации, посредством предъявления иска в суд. Общий срок исковой давности составляет 3 года. Однако для требований о ненадлежащем качестве услуг установлен иной срок.
Судебная практика свидетельствует о том, что срок исковой давности именно для этих требований составляет всего лишь 1 год. Указанный срок начинает течь со дня заявления пациента о недостатках в оказанных ему услугах (см. раздел 2 настоящей статьи).
Следовательно, если с момента получения организации претензии прошло более 1 года, то срок исковой давности пропущен пациентом. Если несмотря на это пациент подал исковое заявление в суд, то обязательно нужно направить в суд информацию в форме возражений на иск о пропуске срока, либо обеспечить явку своего представителя для дачи пояснений относительно данных обстоятельств. Без заявления о пропуске сроков исковой давности суд самостоятельно данный способ защиты не применит.
При расчете сроков на предъявление претензий и подачи исков в суд можно легко запутаться. Поэтому, на наш взгляд, для защиты прав организации следует обратиться за профессиональной помощью к юристам.