Федеральная антимонопольная служба России в письме от 14 июня 2018 года № АК/43550/18 разъяснила правила использования образа медицинских и фармацевтических работников в рекламе.
Федеральной антимонопольной службой России (далее – ФАС) приняты разъяснения норм Федерального закона «О рекламе», касающихся правомерности использования образа медицинских работников в рекламе учебных заведений.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 5 Закон «О рекламе» в рекламе товаров и (или) услуг не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением следующих случаев:
1. использование в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены;
2. в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;
3. в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
4. в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
На основании вышеуказанных норм закона ФАС указывает, что не является допустимым использование образа медицинского работника, например, в рекламе учебного заведения, осуществляющего подготовку медицинских работников, в которой объектом рекламирования выступают образовательные услуги, если данная реклама не распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий или в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Само понятие «образ медицинского и фармацевтического работника», по мнению ФАС, означает отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление с помощью визуальных, звуковых, текстовых и иных средств и способов передачи информации.
В разъяснении приводятся следующие примеры использования образа медицинского и фармацевтического работника.
Во-первых, изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных) том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п.
Во-вторых, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
Вместе с тем использование голоса человека, по мнению ФАС, не рассматривается как использование образа медицинского работника, если он явно не создает наглядного представления о медицинском или фармацевтическом работнике.
В-третьих, включение в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.