← Аналитика

Чем грозит медицинской организации предложение услуг по телефону?

Законен ли холодный обзвон и предусмотрена ли за него ответственность.


Деятельность организаций, осуществляющих "холодный обзвон", подпадает под регулирование федеральных законов о рекламной деятельности и деятельности по обработке персональных данных (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных", Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О рекламе").

Оба закона содержат в себе похожие нормы, согласно которым обработка персональных данных и распространение рекламы возможны только при условии предварительного согласия гражданина. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Более того, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Статья 14.3. КОАП предусматривает административный штраф на юридических лиц в размере от 100000 до 500000 рублей. С учетом вышеизложенного, чтобы избежать штрафа, рекламораспространителям в начале разговора следует получить согласие гражданина на прослушивание рекламного предложения с помощью наводящих вопросов:“Добрый день, вы пользуетесь услугами нашей компании? Мы подготовили для вас специальное предложение, хотите услышать? Мы представляем компанию, которая оказывает медицинские услуги по... Хотите узнать о нас больше?”. 

В случае, если предложению услуг не будет предшествовать согласие, на организацию могут подать жалобу в ФАС или Роскомнадзор, предоставив запись звонка. Более рисковым видом рекламы является рассылка СМС-сообщений без получения предварительного согласия. В таком случае будет достаточно предоставить в надзорный орган жалобу с указанием номеров телефонов и приложением СМС-сообщения. Однако в обоих случаях при проведении проверки медицинской организации придется доказывать, что согласие на вышеупомянутые действия было получено. 

Обращаем ваше внимание на тот факт, что телефонные опросы, которые проводят в целях выявления статистических показателей, не являются нарушением Федерального закона «О рекламе». Для того, чтобы предложение услуг и опрос в целях контроля качества был законен, рекомендуем подписывать согласие на обработку персональных данных и получение рекламы одновременно с заключением договора на оказание платных медицинских услуг. Необходимо, чтобы у потребителя была возможность выбора, то есть согласие будет считаться надлежащим, если у потребителя была возможность выразить несогласие, поставить «галочку» против обработки персональных данных и получения рассылки.

Больше правовой информации