← Аналитика

Анонимное оказание платных медицинских услуг

Минздрав РФ высказался по вопросу о возможности анонимного оказания платных медицинских услуг.

В письме Минздрава РФ от 09.06.2017 №17-1/3717-1  дан ответ на вопрос о возможности оформления медицинской документации при оказании платных медицинских услуг анонимно, в том числе медицинскими организациями, не участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Логика Минздрава РФ следующая. В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Росздравнадзор считает неприемлемым анонимное оформление информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство в связи с возможностью выявления опасной для жизни пациента патологии (например, онкологической). В такой ситуации оповещение пациента о результатах медицинского исследования с учетом сохранения врачебной тайны, а также организация оказания необходимой медицинской помощи такому пациенту представляются невыполнимыми.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 84 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, в том числе анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом для медицинских организаций, не участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Федеральным законом N 323-ФЗ запрета для оказания платных медицинских услуг анонимно не установлено.

Таким образом, оформление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы «Фамилия, имя, отчество» является недопустимым.

Разъяснение весьма сумбурное. Законом запрет не установлен, но Росздравнадзор по причине возможности выявления опасной патологии считает неприемлемым анонимное оказание услуг. Между тем, позиция Росздравнадзора юридической силой не обладает и ни в какую конкуренцию с федеральным законом вступать не может даже теоретически (в правовом государстве).

Несмотря на то, что ход рассуждений Минздрава РФ, мягко говоря, далек от идеала, это - позиция федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, которой следует руководствоваться при осуществлении деятельности.

Ранее, отвечая на поставленный вопрос, рассуждения юристов Melegal строились следующим образом.

В п.2 ч.5 ст. 84 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" упоминается возможность оказания медицинских услуг анонимно в контексте предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы гос.гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Однако, механизм реализации права на получение платных медицинских услуг анонимно законом не установлен.

Более того, имеются нормативно-правовые акты, требования которых делают невозможным оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе, несмотря на предоставленное федеральным законом пациенту право.

Во-первых, это постановление Правительства РФ от 04.10.2016 №1006, согласно которому в договоре об оказании платных медицинских услуг указывается ФИО потребителя. Однако, в постановлении не указывается, каким способ устанавливаются эти сведения и нет указания на необходимость использовать данные, подтвержденные документом, удостоверяющим личность. В таком случае возможна натянутая трактовка, что они могут быть записаны со слов пациента-потребителя услуги, что делает их достоверность сомнительной.

Но вторым документом, делающим на практике невозможным оказание услуг анонимно, является Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 №834н (далее – Приказ №834н), установивший порядок заполнения медицинской карты по форме 025/у. Косметологическая клиника, как медицинская организация, обязана заводить на каждого обратившегося за медицинской помощью медицинскую карту. В соответствии с п.11.1 Приложения №2 к Приказу №834н медицинская карта заполняется на основании сведений, содержащихся в паспорте гражданина.

Таким образом, в отсутствие паспорта невозможно заполнение медицинской карты пациента, что в свою очередь влечет нарушение порядка оказания медицинской помощи; свидетельствует о некачественном ее оказании.

Несмотря на наличествующий пробел и некоторое противоречие в нормативно-правовых актах, представляется верной точка зрения, согласно которой клиника может отказать в приеме пациенту, не предоставившему документ, удостоверяющий личность, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 и Приказ №834н, так как в противном случае медицинской организацией будет допущено нарушение порядка оказания медицинской помощи. А в случае конфликтной ситуации будет невозможно доказать оказание медицинской помощи качественно, так как ведение медицинской документации (в первую очередь, медицинской карты) является критерием качества оказания медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10.05.2017 №203н (пп. "а" п.2.1).


Вне зависимости от хода рассуждений, вывод представляется однозначным: оказание платных медицинских услуг на анонимной основе противоречит большому числу действующих нормативно-правовых актов, в связи с чем, анонимное оказание платных медицинских услуг (в том числе косметологических), невозможно.

Таким образом, право на получение платных медицинских услуг пациенту предоставлено федеральным законом, но его реализация невозможна, так как для исполнителя услуг (медицинской организации) она (реализация такого права) является нарушением установленного порядка оказания медицинской помощи со всеми вытекающими из этого факта неблагоприятными последствиями.

Больше правовой информации