← Аналитика

Неадекватное поведение потребителей: можно ли в одностороннем порядке отказаться от договора?

Как в российском законодательстве урегулирован вопрос одностороннего внесудебного отказа организации от оказания услуг потребителю? Можно ли включать в договор с гражданами-потребителями условие об одностороннем внесудебном отказе от договора при существенном нарушении его условий со стороны потребителей? Каковы последствия одностороннего внесудебного отказа от договора? Какими способами можно себя защитить от подобного поведения потребителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.


В практике часто возникает вопрос, имеет ли право организация, оказывающая возмездные услуги в соответствии с правилами, регулирующими заключение публичных договоров, отказаться во внесудебном порядке от исполнения своих обязательств по договору в случае существенного нарушения его условий со стороны гражданина-потребителя (клиента)?
Прежде всего, необходимо заранее оговорить, что под существенным нарушением условий обязательств по договору со стороны гражданина-потребителя в данной статье подразумевается неадекватное вопиющее поведение потребителя, нарушающее внутренний порядок организации и/или общественный порядок и общепринятые нормы морали и поведения и создающие угрозу нанесения экономического ущерба деятельности организации и ее деловой репутации, а также физического и морального вреда другим клиентам.
При первоначальном рассмотрении данной проблемы кажется разумным предполагать, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеет все основания для одностороннего внесудебного отказа от исполнения обязательств по договору при наличии вышеуказанных оснований.
Вместе с тем исходя из анализа законодательства и судебной практики, односторонний внесудебный отказ от договора со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя признается незаконным.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ в отношениях потребителя с организацией право на односторонний отказ от договора может быть предоставлен только лицу, осуществляющей предпринимательскую деятельность в случае, если указанное право, предусмотрено законом или иным правовым актом.
Если в качестве примера использовать договор возмездного оказания услуг, являющимся достаточно распространенным в сфере оказания медицинских услуг, то норма ст. 782 ГК РФ содержит прямое указание на возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору оказания услуг как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
Казалось бы, в нормах ГК РФ (т.е. в федеральном законе) есть прямое указание на право сторон немотивированно во внесудебном порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, причем без каких-либо оснований, связанных с существенным нарушением обязательств по договору, однако, к сожалению, все не так просто.
Проблема состоит в том, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, оказание услуг или выполнение соответствующих работ для граждан-потребителей подпадает под действие норм ГК РФ и Закона «О защите право потребителей», регулирующих правила заключения и исполнения публичных договоров.
Это означает, что лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не может отказаться от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (за некоторыми исключениями, предусмотренными в подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти).
В случае если организация заключает по своему характеру публичный договор с гражданами-потребителями, то отказаться в одностороннем внесудебном порядке от договора в соответствии со ст.ст. 310, 782 ГК РФ нельзя даже при наличии существенного нарушения условий договора со стороны гражданина-потребителя.
По мнению судов общей юрисдикции и Конституционного Суда РФ, наличие у организаций права на односторонний внесудебный отказ фактически нивелировали бы природу публичного договора как такового.
В Законе «О защите прав потребителей» право на односторонний отказ в потребительских отношениях имеет только гражданин-потребитель, при этом соответствующей нормы о праве юридического лица или индивидуального предпринимателя на односторонний отказ в указанном законе не предусмотрено (в то же время — это прямо не запрещено).
Согласно абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 года
№ 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской об исполнении обязательств» в случае заключения публичного договора право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным (т.е. исключительно потребителю).
Анализ судебной практики демонстрирует, что суды во всех случаях одностороннего мотивированного внесудебного отказа от исполнения обязательств по договору в потребительских отношениях между организациями и гражданами отказываются признавать подобный отказ законным (напр., Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2015 г. по делу № 33-42930/2015, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.04.2015 г. № 33-5411/2015 по делу № 2-3633/2014).
Таким образом, организации, осуществляющей оказание услуг по правилам, установленным для заключения публичных договоров, не стоит включать в договор условие о возможности одностороннего внесудебного отказа (как с указанием конкретных нарушений со стороны потребителя, так и без указания таковых).

  Организационно-правовая форма «лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность»

Стоит отметить, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 06 июня 2002 года № 115-О, организационно-правовая форма осуществления деятельности при заключении и исполнении публичного договора не имеет значения.
Иными словами, независимо от того, действует ли организация в гражданском обороте как государственное учреждение, автономная некоммерческая организация, общество с ограниченной ответственностью и т.д., все правила, касающиеся заключения и исполнения публичного договора в полной мере распространяются на юридических лиц с любой организационно-правовой формой, а также на индивидуальных предпринимателей.
И понимание этого правила крайне важно, поскольку в положениях ст. 426 ГК РФ речь идет о «лице, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность» и можно сделать неправильный вывод, что действие данной нормы распространяется исключительно на коммерческие организации.
 

Последствия одностороннего «внесудебного» отказа от договора

Односторонний внесудебный отказ в договорах с гражданами-потребителями недопустим, такой односторонний отказ не влечет правовых последствий, на которые направлен и является незаконным (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2015 г. по делу № 33-42930/2015).
При доказанности факта одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору гражданин-потребитель имеет право потребовать от организации в суде:

  1. Взыскать компенсацию морального вреда за нарушение обязательств по договору;
  2. Проценты за пользование чужими денежными средствами за период неоказания соответствующих услуг по договору;
  3. Суд в свою очередь обязан взыскать с организации штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований и обязать организацию исполнять обязательства по договору (в случае, если срок действия договора не истек).

  Способы защиты прав организаций

Итак, включение в договор условий об одностороннем внесудебном отказе от договора является неправомерным, поэтому организация не может во внесудебном порядке отказаться от договора, но это не означает, что организация не может принять иных мер для защиты своих прав по договору: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель всегда может обратиться в суд с иском о расторжении договора в связи с его существенным нарушением со стороны гражданина-потребителя.
Алгоритм действий в данной ситуации следующий:

  1. До обращения в суд с иском о расторжении договора, организации необходимо предварительно направить клиенту предложение о заключении соглашения о расторжении договора во внесудебном порядке.
  2. В случае отказа гражданина от подписания соглашения, организация имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении договора, а также взыскания убытков в случае, если своими действиями клиент причинил ущерб имуществу организации (напр. медицинскому оборудованию).
  3. В суде необходимо доказать факт совершения потребителем действий, нарушивших внутренний порядок работы организации и/или общественный порядок и общепринятые нормы морали и поведения, а также причинно-следственную связь между совершенными действиями и угрозой нанесения (или фактического причинения) экономического ущерба и ущерба деловой репутации организации. Кроме того, в суде можно ссылаться на необходимость обеспечения безопасности всех клиентов.

В качестве доказательств, обосновывающих позицию истца в суде, можно предъявить внутренние служебные записки сотрудников организации, пояснения других клиентов для того, чтобы письменно зафиксировать факт нарушения со стороны гражданина-потребителя.
Все обстоятельства, свидетельствующие о существенности нарушения обязательств по договору со стороны гражданина-потребителя, должны быть отражены как в соглашении о расторжении договора, так и в исковом заявлении.
Важно также не забыть надлежащим образом произвести расчет с клиентом во избежание несения дополнительных расходов в случае предъявления требований об уплате процентов по ст. 395 ГК РФ за незаконное удержание чужих денежных средств.
Наиболее правильным в данном случае видится расчет с потребителем через внесение денежных средств в депозит суда уже в ходе судебного разбирательства.
Возникает также вопрос, что делать, если потребитель вновь обратиться в вашу организацию для оказания услуг в случае расторжения договора в судебном порядке? Ведь согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ по общему правилу независимо от обстоятельств отказать потребителю в заключении договора организация не может, а в случае отказа от заключения договора потребитель вправе предъявить иск о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Думается, что организация имеет право отказать гражданину-потребителю в оказании услуг со «ссылкой» сотрудников организации на ст. 10 ГК РФ (в судебном или во внесудебном порядке).
Действия гражданина-потребителя в данной ситуации с большой степенью вероятности можно квалифицировать как злоупотребление правом, означающим запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.

Больше правовой информации