← Аналитика

Специальные запреты и ограничения в рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг: судебная практика и практика ФАС РФ.

В Федеральном законе от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" установлены ограничения для рекламы медицинских услуг, однако, некоторые ограничения сформулированы абстрактно. На реальных примерах из практики мы разберем, какая реклама может быть признана не соответствующей требованиям законодательства.



Запрет на формирование впечатления о необходимости применения объекта рекламирования.

Для раскрытия содержания данного запрета необходимо обратиться к судебной и административной практике.

1. В соответствии с решением ФАС России от 29.11.2016 по делу N 3-24-52/00-08-16 (которые было также предметом рассмотрения арбитражного суда города Москвы по делу N А40-252593/16) реклама витаминов для беременных, распространявшаяся на телеканале, содержащая предположение о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья и, тем самым, способствующая созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения указанных витаминов признана ненадлежащей, так как в ней усматриваются признаки нарушения п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.

В звуковом сопровождении рекламного ролика сообщалось: «Примерно у одного из тридцати трех новорожденных наблюдаются врожденные дефекты развития", "Начните принимать Элевит, как только Вы решили забеременеть».

Также на последнем кадре рекламного ролика внимание потребителей фиксируется на надписи: "Чтобы малыш родился здоровым".

Формулировки, использованные в рекламе, содержат предположение о том, что у ребенка беременной или планирующей беременность женщины возможны врожденные дефекты развития, и способствуют созданию у здоровой женщины впечатления о необходимости применения витаминов «ЭлевитПронаталь».

2. В соответствии с решением Татарстанского УФАС России от 07.04.2016 N ИП-08/4934 по делу N 08-37/2016 реклама ортопедического салона, из анализа содержания которой следует, что ортопеды рекомендуют всем людям для профилактики заменить ортопедическими стельками обычные обувные стельки, признана ненадлежащей, так как в ней усматриваются признаки нарушения п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.

Конкретно в рекламе было указано следующее: с заголовком «Правильные стельки» было написано, что "Бытует ложное мнение, что ортопедическую обувь и стельки нужно носить только детям до 3 лет. На самом деле такие стельки рекомендованы всем людям для профилактики, ортопеды рекомендуют просто-напросто заменить ими обычные обувные стельки".

Исходя, из анализа смысла содержания вышеуказанного текста следует, что ортопеды рекомендуют всем людям для профилактики заменить ортопедическими стельками обычные обувные стельки.

Таким образом, по мнению УФАС, вышеуказанная реклама способствует созданию у здорового человека (потребителя рекламы) впечатления о необходимости применения ортопедических стелек и имеет признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 24 Закона "О рекламе" в части способствования создания у здорового человека (потребителя рекламы) впечатления о необходимости применения ортопедических стелек.

При рекламировании лекарственных средств и медицинских изделий нельзя обращаться к несовершеннолетним.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских изделий не должна быть обращена к несовершеннолетним. Данную норму законодатель ввел в 2010 году (вместе с Законом об информационной защите детей) ввиду того, что несовершеннолетние являются наиболее незащищенной категорией граждан от информации, а тем более лекарственных и медицинских изделий, ввиду отсутствия у них опыта приема лекарственных средств и специальных познаний.

В качестве примера можно привести такую ситуацию: В справочно-информационной системе «Консультант-Плюс» был вопрос на тему можно ли организации - производителю лекарственных средств вручать сувениры, игрушки с логотипом организации несовершеннолетним? Будет ли это считаться обращением к несовершеннолетним и, соответственно, нарушением Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", на что ответ был отрицательный (т.е. организация или ее представители не могут вручать сувениры несовершеннолетним на проводимых организацией мероприятиях).

Таким образом, занимаясь рекламой лекарственных средств, медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, организация не может напрямую обращаться к несовершеннолетним, привлекая их к деятельности медицинской организации.

Реклама не может содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.

Стоит отметить, что вышеуказанное требование Закона распространяется также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (наряду с рекламой лекарственных средств)

При этом данное требование не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Для раскрытия содержания данного запрета необходимо обратиться к судебной и административной практике.

1) В соответствии с Постановлением ФАС России по делу N РЦ.08.09.25/1 ОТ 30 сентября 2009 года Федеральной антимонопольной службы были признаны нарушающим законодательства следующие действия рекламной организации:

1. В рекламном тексте содержится диалог двух мужчин, в котором приводится информация, свидетельствующая о достижении положительных результатов по улучшению состояния здоровья у одного из собеседников вследствие использования рекламируемого аппарата.

2. Сообщается о безопасности и эффективности аппарата, а также о том, что его использование гарантирует положительное воздействие на заболевания сердца.

3. Указывается на одобрение данного аппарата Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, т.е. органом государственной власти).

2) Другой пример (из практики УФАС Томской области). В журнале "Супермаркет 33 желания" за сентябрь 2008 г. (г. Томск) был размещен текст: «Здоровье без лекарств. Можно ли избавиться от недуга без лекарств и научиться быть здоровым? Врачи Клиники восстановительного лечения, где лечат практически любые заболевания, уверены: нужно!.. Анна Чернявская: - Грыжа позвоночника - это сильные боли, скованность движения, просто невозможно ходить, даже лежать. Я лечилась в поликлинике, мне назначали уколы и таблетки. Сначала это помогало, потом перестало. Из средств массовой информации я слышала о Клинике восстановительного лечения... меня осмотрели, ознакомились с моими снимками и повели меня в зал для занятий. Обессилившая от боли я не верила, что могу это сделать, но уже через час вышла из клиники на своих ногах, без боли... В клинике мне помогли избавиться от боли в коленях, укрепить мышцы, поддерживающие почки. Я прекрасно восстановилась... Я очень довольна, ведь попала туда, где понимаю, что я делаю и зачем. Теперь наверняка знаю, что все остальные меры – бесполезны…»

Вышеуказанное рекламное сообщение является также нарушением предписаний данного пункта Закона о рекламе

3) Согласно Постановлению Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А38-1415/2013 «предусмотренный в п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе запрет ссылаться на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования установлен в связи с тем, что врач при лечении практикует индивидуальный подход к каждому пациенту. Изделие медицинского назначения, которое подходит или помогает одному пациенту, может не подойти или не помочь другому по целому ряду причин или может быть противопоказано данному пациенту. Поэтому даже если факт излечения либо улучшения состояния здоровья имел место и он был зафиксирован лечебным учреждением, упоминание самого факта излечения или улучшения состояния здоровья в рекламе изделия медицинского назначения незаконно. Поскольку в рекламной статье сообщалось о положительных результатах лечения прибором, суд пришел к выводу, что данная реклама нарушала п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе».

Реклама должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний.

Согласно п. 7 ст. 24 реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В Законе о рекламе точно не установлено, каким способом необходимо раскрывать противопоказания. Разъяснения исполнительных органов власти по данному вопросу содержат дословные цитаты закона, поэтому исходя из разъяснений Минздрава России, содержащихся в письме от 25.03.2014 № 25-3/3011657-1339 «реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов», исходя из чего можно сделать вывод, что достаточным будет указать на необходимость дополнительной консультации со специалистом.

В разъяснениях по данному вопросу ФАС России, которые были даны в письме от 25.09.2017 № АК/65861/17«О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации», также содержится дословное цитирование закона («Закон о рекламе обязывает сопровождать рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации<…>предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалист»).

Таким образом, с учетом позиций органов власти по данному вопросу, достаточным будет указать на сам факт наличия противопоказаний.

Больше правовой информации