← Аналитика

Мошенники выдают себя за сотрудников Роспотребнадзора

Организации, выдающие себя за Роспотребнадзор, звонки псевдоруководителей территориальных органов контролирующего ведомства, а также анонимные жалобы недовольных потребителей – способы мошенничества, которые уже несколько лет используются в сфере оказания услуг.

На официальном сайте Роспотребнадзора размещена информация об участившихся случаях незаконного использования организациями официального наименования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека («Роспотребнадзор»).

В средствах массовой информации и сети «Интернет» под видом официального ресурса Роспотребнадзора распространяется реклама сторонних организаций.

Роспотребнадзор предостерегает от пользования услугами компаний, которые выдают себя за представителей государственных органов и организаций.

Melegal, в свою очередь, напоминает Вам, что реестры лицензий, документов об образовании, регистрационных удостоверений на медицинские изделия, а также лекарственные средства, доступны на официальных сайтах соответствующих ведомств.


Помимо введения в заблуждение путем размещения информации на сайтах, названия которых созвучны с наименованием государственных органов, а иногда и оформлены аналогичным образом (включая геральдические знаки), мошенники активно используют в своей преступной деятельности обращения по телефону непосредственно субъектам предпринимательской деятельности.

За предыдущий год зафиксировано более 380 случаев обращения в организации по телефону под видом руководителей (сотрудников) Роспотребнадзора и его территориальных органов с требованиями об уплате определенных денежных сумм, предоставлении информации, оказании услуг.

В связи со сказанным, руководителям и сотрудникам клиник и салонов следует быть особенно внимательными в случаях описанных выше обращений. Во-первых, не обращайтесь в организации, которые пытаются выдавать себя за представителей государственных органов. Во-вторых, при звонках «псевдочиновников» не переводите средства на указанные ими счета, не договаривайтесь о встречах и т.д., а сразу обращайтесь на горячую линию Роспотребнадзора и в правоохранительные органы.


Также напоминаем, что с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающие дополнительные условия проведения проверки, распространяющие свое действие только на обращения и заявленияграждан о нарушении прав потребителей. Помимо этого, с начала 2017 года новые требования предъявляются к форме обращений граждан, чьи права нарушены.


Требования к обращениям потребителей


Согласно актуальной редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к лицу, оказавшему услугу/продавшему товар.

Однако, дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя (обязательный предварительный претензионный порядок),не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

Отмечаем также, что не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю. 

Выводы противоречивы. С одной стороны, анонимки не рассматриваются, но с другой, в случае сообщения информации, могущей служить основанием для проверки, анонимность не является препятствием к проведению контрольных мероприятий. Аналогичная ситуация и с обращением как основанием проверок. По общему правилу, конечно, нельзя, но если указан нарушаемый СанПин, что, по мнению контролирующего ведомства, служит доказательством существования угрозы жизни и здоровью, то в качестве исключения можно.

Попытки снизить активность потребителей, фактически шантажирующих организации угрозами обращения в контролирующее ведомство, вкупе с необходимостью защищать права граждан, которые, действительно, нарушаются, приводят вот к таким полумерам, когда проверять, по-хорошему, нельзя, но если очень хочется, то можно..

Больше правовой информации