Для салонов красоты

Должны ли платить медицинские клиники г. Москвы торговый сбор, если они продают, например, косметику?

Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На территории г. Москвы торговый сбор установлен законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе"(далее - Закон №62).

Согласно п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которых установлен торговый сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.

Пунктом 1 статьи 412 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 НК РФ объектом осуществления торговли являются здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

При этом согласно статье 413 НК РФ видами предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор, являются следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органом сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.6. Порядка к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, относятся объекты, расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

Понятие «торгового объекта» для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.

В соответствии со статьей 2 Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации есть все предпосылки для признания места, где выставлена косметика для продажи, объектом стационарной торговой сети, не имеющим торгового зала. В этой связи, медицинская клиника, продающая косметику наряду с основным видом деятельности, является плательщиком торгового сбора.

Должны ли платить салоны красоты г. Москвы торговый сбор, если они продают, например, косметику?

В пункте 3 статьи 3 Закона №62 приведены случаи, исключающие уплату торгового сбора. Так организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами), площадью менее 100 кв.м, при одновременном соблюдении следующих условий:

- основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;

- площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта. Нет, не должны, если товары соотносятся с видом бытовых услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

В соответствии с ГОСТ Р 53108-2008 "Услуги бытовые. Классификация организаций", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 517-ст, реализация организациями в сфере бытовых услуг сопутствующих товаров включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона №62 салоны красоты освобождаются от уплаты торгового сбора, если отвечают следующим требованиям:

А) деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты является основным видом деятельности;

Б) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта.

В этой связи салоны красоты, оказывающие бытовые услуги населению и осуществляющие реализацию сопутствующих товаров, плательщиками торгового сбора в отношении реализации указанных товаров не могут быть признаны. Данный вывод приведен в письме Минфина России от  27.07.15 №  03-11-09/42966.

        

 

Код ОКВЭД - специализированная врачебная практика (86.22). 
Лицензии. Для легального оказания услуг по инъекционной и аппаратной косметологии организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по направлению "Косметология". Помощь оказывается только в амбулаторных условиях. Для легального использования труда среднего медицинского персонала, необходимо также залицензировать "Сестринское дело в косметологии". В связи с вопросами проверяющих инстанций в отдельных регионах, если вы лицензируетесь впервые, имеет смысл указать также работы по "Организации здравоохранения и общественному здоровью" (это не влечет увеличения стандартов оснащения или дополнительной нагрузки по штату). Если Вы уже залицензировались, дополнять лицензию специально этим профилем нецелесообразно. Также напоминаем, что с точки зрения санитарно-эпидемиологических требований, для инъекционных процедур и аппаратных используются кабинеты разного функционального назначения : процедурная и манипуляционная, соответственно. Учтите, что требования к ремонту и оснащению этих кабинетов также разнятся. 
Для организации приема врача-дерматовенеролога необходимо получение лицензии по профилю "Дерматовенерология". Напоминаем, что наличие у врача-косметолога сертификата по дерматовенерологии в отсутствие соответствующей лицензии у организации не дает специалисту права на осуществление деятельности. 
Требования к лазерной косметологии зависят от формулировок в регистрационном удостоверении планируемого к использованию медицинского изделия, в некоторых случаях требуется получения лицензии на "Физиотерапию". В противном случае в зависимости от обстоятельств организация может быть привлечена к ответственности за осуществление деятельности без лицензии и/или нарушение правил в сфере обращения медицинских изделий.

Добрый день! Вне зависимости от выбора системы налогообложения и организационно-правовой формы оказание услуг в жилой недвижимости незаконно: как на территории массажиста (мастера), так и на территории клиента. Более того, при оказании бытовых косметических услуг "на квартире" (не говоря уже о медицинских), невозможно обеспечить соблюдение требований, в том числе санитарно-эпидемиологических. Также отметим, что статус услуг по массажу весьма спорный и в большинстве случаев услуга признается медицинской. Подробнее - в статье А. Чимбиревой "Основные требования к организации услуг по массажу", опубликованной в СПС "Консультант-Плюс".

Здравствуйте, Елена! При отсутствии у Вас медицинского образования Вы не вправе оказывать медицинские услуги, но можете оказывать бытовые косметические услуги, к которым в том числе могут относится уходовые процедуры (нанесение косметических средств, масок), чистки и т.д. Подробнее об услугах, которые могут быть отнесены к бытовым косметическим, Вы можете узнать из проф.стандарта. Работать косметиком/эстетистом Вы можете в салоне/студии красоты, для чего медицинское образование ни Вам, ни руководителю не требуется. При этом, конечно, необходимо соблюдение требований действующего законодательства: в том числе трудового законодательства, законодательства о защите прав потребителей и т.д. 

P.S. Косметолога-эстетиста не существует, так как косметолог - это всегда врач, специалист с высшим медицинским образованием. Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг называется косметиком, а не косметологом. 

В первую очередь, обратитесь к мастеру, оказавшему услуги по перманентному макияжу, чтобы урегулировать конфликт непосредственно в организации, в досудебном порядке. Для этого Вам необходимо связаться с мастером (если он работает самостоятельно) или с руководителем студии, в которой оказывались услуги. Свои доводы и требования необходимо изложить в форме письменной претензии.

Если конфликт не удается разрешить в претензионном порядке, Вы можете обратиться за защитой своих интересов в мировой или районный суд (в зависимости от размера требований). 

Государственным органом, контролирующим соблюдение прав потребителей, является Роспотребнадзор.

 

Добрый день!
Начнем с того, что на обучение перманентному макияжу не выдается специальная лицензия. Указанная деятельность осуществляется под лицензией на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. По завершении обучения слушатель получает документ установленного образца - удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. 
Мастер-классы и иные групповые и/или индивидуальные мероприятия в зависимости от своего содержания могут проводиться в рамках консультационных услуг. 
Процедура аттестации мастера перманентного макияжа, предусмотренная ГОСТом, в настоящий момент законодательно не урегулирована. 

Информацией о наличии организаций, проводящих именно аттестацию мастеров перманентного макияжа, мы не располагаем. Однако, обращаем Ваше внимание, что встречаются случаи некорректного позиционирования услуг: образовательных или консультационных - связанных с совершенствованием навыков мастерами перманентного макияжа. Так, организация может указывать в рекламе на наличие "аккредитации", "аттестации", "выдачу диплома международного образца", "выдачу документа государственного образца" и т.д. В некоторых случаях процедуры, прохождение которых строго добровольно, выдаются организациями за обязательные (разрешительные) процедуры допуска к профессиональной деятельности. 

Будьте внимательны при заключении договора! 

Заданный Вами вопрос является очень распространенным в виду того, что разницу между косметиком, оказывающим бытовые косметические услуги, и косметологом - врачом, оказывающим медицинские услуги - понимают не все. 
Косметик (он же эстетист, косметик-эстетист) - это специалист по предоставлению бытовых косметических услуг. Требование о наличии медицинского образования к такому специалисту не предъявляется. Лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании бытовых косметических услуг не требуется. 
Требования к образованию косметика, а также перечень бытовых косметических услуг, которые оказывает такой специалист, Вы можете узнать, изучив профессиональный стандарт специалиста по предоставлению бытовых косметических услуг. 
Косметолог - это медицинский работник. Квалификационное требование к косметологу - наличие высшего медицинского образования. 

Осуществляя в арендуемом помещении деятельность без лицензии, арендатор, как минимум, совершает административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ
При условии причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо при извлечении дохода в крупном размере такие действия арендатора содержат в себе признаки состава преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 171 УК РФ.
В названных случаях ответственность лежит непосредственно на правонарушителе (преступнике). 
Арендодатель в данном случае лишь реализует свое правомочие по распоряжению имуществом, платит налоги с доходов и не несет ответственности за действия арендатора и за способы использования сданного в аренду помещения арендатором. На арендодателя также не возложена обязанность контролировать деятельность арендатора, проверять ее на соответствие закону.
Однако, стоит учитывать, что в случае возбуждения в отношении арендатора уголовного дела, следственные действия будут проводиться, в том числе, по месту осуществления деятельности, то есть в помещении, которое было сдано в аренду, что причинит Вам немалые неудобства.
И на практике вопросы в рамках уголовного процесса у правоохранительных органов возникнут не только к арендатору, но и непосредственно к арендодателю. Тем более, если выяснится, что помимо непосредственно правоотношений, связанных с заключенным между сторонами договор аренды, есть еще некие устные договоренности о принятии оплаты за незаконно оказываемые арендодателем услуги. 
Вывод: привлечь арендодателя к ответственности за заключение договора аренды и последующее использование арендатором помещения для осуществления услуг без лицензии нельзя, однако, велика вероятность, что в случае возбуждения в отношении лица (арендатора) производства об административном правонарушении (и тем более уголовного дела) арендодателю придется претерпевать все связанные с указанными производствами неудобства. 
Во избежание этого внимательно относитесь к деятельности арендатора и не совершайте в его пользу действий, напрямую не связанных с договором аренды. 

Медицинские услуги без лицензии оказывать нельзя,а бытовые косметические услуги - можно.

Медицинские услуги перечислены в Номенклатуре медицинских услуг (Приказ Минздрава РФ от 27.12.2011 №1664н; начиная с 01.01.2018 – Приказ Минздрава РФ от 13.10.2017 №804н), список бытовых косметических услуг можно вывести из систематического толкования ГОСТов и профессиональных стандартов специалистов по их предоставлению. Критериями отнесения услуги к медицинской в спорном случае является: цель процедуры, квалификация персонала и используемое оборудование.


Основным признаком медицинского изделия является предназначение оного для достижения целей медицинской деятельности, к которым относятся профилактика, диагностика и лечение заболеваний. Данное положение закреплено в ст.38 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Использование краски для татуировок не преследует ни одной из перечисленных целей. Более того, художественная татуировка, для которой, вероятно, Вы и используете краску, - услуга бытовая, которая регулируется ГОСТом 55700-2013. Применяемые для нанесения изображений краски не регистрируются как медицинское изделие. Они должны соответствовать стандартам качества и безопасности, как и иные реализуемые на территории РФ товары.

Квалификация услуги по перманентному макияжу (далее – ПМ) неоднозначна, соответственно, разнятся и требования к помещению, в котором оказываются медицинские услуги и помещению, в котором оказываются бытовые косметические услуги. Если причислять ПМ к медицинским услугам, как это сделано в номенклатуре медицинских услуг (Приказ Минздрава РФ от 27.12.2011 №1664н; начиная с 01.01.2018 – Приказ Минздрава РФ от 13.10.2017 №804н), требования к помещению установлены СанПином 2.1.3.2630-10 для медицинских организаций; к оснащению - Приказом МЗ РФ от 18.04.2012 №381н.

При оказании бытовой косметической услуги, требования к помещению, в котором оказываются услуги по перманентному макияжу, установлены ГОСТом 55700-2013 (его положения носят рекомендательный характер), Правилами бытового обслуживания (утв. Постановлением Правительства от 15.08.1997 №1025), СанПином 2.1.2.- 2631.10 для организаций, оказывающих косметические услуги.

Оформление медицинской карты 025/у обязательно при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях. Оформление медицинской карты - обязанность медицинской организации, то есть организации, оказывающей медицинскую помощь по направлениям деятельности, определенным в лицензии.

В отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности осуществлять ее вы не вправе, медицинская карта в таком случае не ведется.

В Вашем случае весь вопрос заключается не в оформлении медицинской карты, а в том, является ли ваша деятельность медицинской по своему содержанию, то есть: а) существует ли необходимость в получении лицензии на осуществление медицинской деятельности; б) нет ли в ваших действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП РФ.  

Если вы не позиционируете массаж как лечебный, а косметик-эстетист у вас не выходит за пределы своего функционала, предусмотренного проф.стандартом (утв. Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 №1069н), тогда лицензия не требуется, так как вы оказываете бытовые косметические услуги. Медицинская карта при оказании бытовых косметических услуг не заполняется.