Претензионный порядок в договоре с пациентом

Вопрос

Соответствуют ли закону следующие формулировки условий в договоре оказания платных медицинских услуг?

1. Все споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, решаются Сторонами путем переговоров.
2. При возникновении разногласий между Сторонами споры рассматриваются клинико-экспертной комиссией в установленном порядке.
3. При неустранении разногласий по вопросу качества оказания услуг, до обращения пациента в суд обязательно предъявление претензии исполнителю, которое должно быть рассмотрено в течение одного месяца.
4. В случае невозможности урегулирования спора путем переговоров, спор подлежит разрешению в соответствии с действующим законодательством. РФ.

Ответ

На отношения, складывающиеся в связи с оказанием платных медицинских услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Установление обязательного претензионного порядка в отношениях с потребителем недопустимо, за исключением прямо названных в законе случаев, к которым оказание платных медицинских услуг не относится.

Если Вы пропишите в договоре условие об обязательном претензионном порядке, оно будет признано недействительным, как противоречащее закону "О защите прав потребителей" в части возложения на потребителя не предусмотренной указанным законом обязанности. Наличие такого условия в договоре никак не отразится на праве потребителя обратиться непосредственно в суд.

В связи со сказанным, наличие не порождающих правовых последствий формулировок в договоре будет свидетельствовать лишь о недостаточной юридической грамотности их составителя и не повлияет на права и обязанности потребителя.