Пациент не приходит или опаздывает: можно ли отказаться договора?

Вопрос

Что делать, если пациенты постоянно опаздывают на прием? Можно ли в одностороннем порядке отказаться от договора? И что делать медицинской организации в случае постоянного переноса записи пациентом?

Ответ

В российском законодательстве организации, оказывающие услуги гражданам-потребителям (неограниченному кругу лиц), не вправе в одностороннем внесудебном порядке расторгать договор с ними даже при наличии существенных нарушений условий договора со стороны клиентов. Что делать в ситуации, когда пациент, осуществив запись на прием к специалисту, в силу различных причин своевременно не приходит на прием в медицинскую организацию?

Ситуация невозможности оказания услуг заказчику описана в статье 781 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. При этом в соответствии с п. 3 ст. 781 ГК РФ в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы.

Само опоздание пациента на прием следует квалифицировать как односторонний внесудебный отказ заказчика от оказания услуг по договору. В силу особенностей потребительского законодательства, а именно положений статьи 32 Закона «О защите прав потребителей», использовать п. 2 ст. 781 ГК РФ для обоснования невозврата денежных средств пациенту (если клиент перечислил денежные средства в полном объеме) в данной ситуации неправомерно.

Кроме того, учитывая то, что медицинская организация заключает по своему характеру публичный договор, отказаться в одностороннем порядке от договора организация не может, даже если заказчик ведет себя неадекватно и постоянно переносит запись на прием к специалисту.

Таким образом, в отношениях с недисциплинированным пациентом медицинская организация вынуждена использовать, скорее, фактические механизмы (перенос записи, «полная запись» у конкретного специалиста, «технические причины»), нежели правовой инструментарий.