← Аналитика

Как использовать товарный знак, не нарушая прав третьих лиц?

Почему нужно быть осторожными при использовании хэштегов? В каких случаях можно упоминать чужой товарный знак без риска быть привлеченным к гражданско-правовой ответственности? Как разграничивается правомерное и неправомерное использование товарного знака? Ответы в статье. 

1.      Хэштеги (#) и доменные имена: риски при использовании

В соответствии со ст. 1484 ГК РФ понятие «использование товарного знака» включает в себя использование товарного знака в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Тем не менее, исходя из анализа судебной практики, использование товарного знака в виде хэштегов или просто упоминание на сайте в сети-Интернет или блогах трактуется судами неоднозначно, поскольку вышеуказанная норма ГК РФ не дает исчерпывающего перечня действий, подпадающих под понятие «использование товарного знака».

Любопытно отметить, что судебная практика относит к понятию «использование товарного знака» также его использование в качестве хэштегов с целью рекламирования деятельности организации.

Например, в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 08 июня 2016 года № 33-11217 используемые индивидуальным предпринимателем хэштеги на фотографиях в социальной сети «В контакте» («#академиясовершенства») для рекламирования своей деятельности в сфере перманентного макияжа были расценены судом как нарушение исключительного права на товарный знак, зарегистрированный за другой организацией (ООО «Академия совершенства).

Стоит отметить, что в указанном деле индивидуальный предприниматель пытался сослаться на ст. 1487 ГК РФ, в соответствии с которой не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия («принцип исчерпаемости права»).

Однако судом были отклонены данные доводы, поскольку вышеуказанный принцип распространяется только на введенные в оборот товары, а на воспроизведение чужого товарного знака на фотоизображениях для продвижения собственных услуг по перманентному макияжу положения ст. 1487 ГК РФ не распространяются.

2.      Законное и незаконное использование товарного знака

Для определения легальности использования товарного знака необходимо детально изучить характер и обстоятельства использования товарного знака.

То есть если та или иная организация использует товарный знак (например, размещая информацию о нем на сайте) просто в качестве информирования клиентов, а не для рекламы своих собственных товаров и услуг и представления себя в качестве производителя товаров и услуг, в отношении которых уже зарегистрирован товарный знак, то в таком случае нарушения исключительного права нет (Президиум ВАС от 05 июля 2012 года № ВАС-8020/12).

При этом крайне важно не допустить смешения уже зарегистрированного за конкретной организацией товарного знака с вашей продукцией и услугами, а также индивидуализации товара или услуги за организацией, которая не обладает товарным знаком.

Иными словами, если вы используете или упоминаете в интервью, в высказываниях или размещаете на сайте информацию о чужом товарном знаке с целью введения в оборот (продажа, обмен и т.д.) своего товара под вывеской своей организации (то же самое в отношении услуг), то это является незаконным и вас могут привлечь к гражданско-правовой и административной ответственности (Постановление СИП № С01-208/2013 от 02 сентября 2014 года).

В целом при возникновении подобных ситуаций суды встают на сторону ответчиков («незаконных пользователей»).

Например, в одном деле Президиума ВАС РФ от 01 декабря 2009 года № 10852/09 суд указал, что при отсутствии доказательств использования товарного знака при маркировке выпускаемой продукции, а также в документации и рекламе, нарушения исключительного права правообладателя не происходит.

 В данном деле ответчик не отрицал лишь факта размещения на своем сайте интервью генерального директора, в котором наименование зарегистрированного за истцом товарного знака дважды употреблено как нарицательное существительное для обозначения вещи, используемой в его хозяйственной деятельности.

Между тем по смыслу п. 2 статьи 1484 ГК РФ словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака».

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2011 года по делу № А40-118198/10-143-1016 было указано, что в случае если организация осуществляет деятельность по обслуживанию (техническую, консультационную и т.д.) другой организации и использует ее товарный знак, в том числе путем размещения на своем сайте

указаний на товарный знак, то это не расценивается судами как обстоятельство, свидетельствующее о нарушении исключительного права на товарный знак по смыслу п. п. 2, 3 ст. 1484 ГК РФ.

Вместе с тем, никакие доводы в суде не помогут, если организация использует чужой товарный знак исключительно с целью рекламирования своей собственной продукции или своих услуг, то это является нарушением исключительных прав правообладателей.

Также нельзя не отметить, что судебное разбирательство № А67-4453/2014 показало склонность некоторых судов трактовать понятие «использование» товарного знака» (п. 2 ст. 1484 ГК РФ) иначе, включая в него даже случаи размещения (в некоторых ситуациях случайного или ошибочного) на своем сайте товаров с маркировкой чужого товарного знака.

В указанном деле Верховный Суд РФ отметил, что из смысла п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не только продажа и обмен товара, но любое иное введение в гражданский оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности является недопустимым.

В соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ под иным введением в гражданский оборот понимается не только продажа или обмен, но и производство, предложение к продаже, демонстрация на выставках и ярмарках, при этом, перечень способов введения в гражданский оборот товаров с использованием результатов интеллектуальной деятельности не является исчерпывающим.

Поэтому любой организации необходимо внимательно относиться к каждому аспекту «использования» чужого товарного знака, включая упоминания в интервью и размещение на сайте информации о товарном знаке, поскольку толкование понятия «использование товарного знака» во многом определяется усмотрением суда.

Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака по п.4 ст. 1515 ГК РФ может достигать 5 миллионов рублей.

Для получения квалифицированной юридической помощи – заполните форму.

 

Больше правовой информации